Что будет с электромобилями в условиях кризиса?

Нынешняя непростая ситуация в Европе может двояко отразиться на автопроме Старого Света: высокая цена на нефть мотивирует покупать электромобили, но ведущие автопроизводители еще сами не готовы к массовому выпуску электрического транспорта.
Что будет с электромобилями в условиях кризиса?
Pixabay

Если раньше автоконцерны декларировали переход от автомобилей с ДВС к электромобилям как желаемой статус в обозримом будущем, то сейчас резко выросшие цены на нефть, в том числе и российскую, заставляют задуматься об ускорении этого перехода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерно год назад нефть марки Brent, которую добывают в Северном море, стоила 68 долларов за баррель, а сегодня она стоит уже 96 долларов. Российская нефть Urals также растет в цене, причем даже интенсивнее. Это значит, что европейские потребители вскоре заметят, что заправлять автомобили бензином становится все дороже.

Европейские марки изначально делали ставку на создание электромобилей в сегменте роскошных автомобилей, поскольку новинки требует больших инвестиций в исследования, разработку и испытания. Поэтому до сих пор в модельном ряду брендов Mercedes, BMW, Volkswagen, Audi, Citroen, Volvo, Renault, Peugeot и других преобладают традиционные автомобили с ДВС.

При этом европейские производители по одному покидают российский рынок, лишаясь возможности продавать машины и теряя прибыль. Это же в полной мере касается и японских автозаводов, которые решили быть солидарны с США и Западом.

Пусть в топ-15 авторынков Россия находится на 11 месте по итогам 2021 года, но отечественный рынок при этом рос на 3%, тогда как в большинстве стран ЕС рынок автомобилей уже достиг максимальной насыщенности и вырос лишь на 0,5 – 1% в прошлом году. Интересно, что в то время, как в Италии был замечен рост на 5,5 %, то в Германии вообще был спад на 10%.

А что конкретно с электромобилями?

Уже сейчас многие вышеупомянутые производители сталкиваются с перебоями в поставках сырья для производства электромобилей, которое раньше поступало из России. Так, для изготовления аккумуляторных батарей нужен высокоочищенный качественный никель российского производства, а в условиях санкций его закупать у нас «не велено». Такая же ситуация складывается с титаном, алюминием, сталью и другими металлами. Пересмотр сложившихся цепочек поставок может занять определенное время, в это время конвейеры могут работать с перебоями или же полностью остановиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потерянное европейцами время для массового производства своих электромобилей будет означать упущенную выгоду. Кроме того, уйдя с российского рынка, автомарки буквально дарят возможности развития азиатским брендам, корейским и китайским. Пусть у китайских брендов Chery, Geely, Roewe, BYD и прочих не так много электромобилей в ассортименте, но ничто теперь не будет мешать им предлагать свою продукцию в России.

Уже сейчас в Китае есть несколько сотен автопроизводителей, которые готовы делать электромобили. Тут надо сказать, что авторынок в Китае является самым крупным в мире с его феноменальными 25,5 млн. проданных машин,, и на его фоне возможности продаж автомобилей в США почти в 2 раза меньше – почти 15 млн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Резюме

Ввиду сложившейся ситуации есть вероятность того, что европейские автоконцерны окажутся под ударами кризиса сразу с двух сторон. Во-первых, японские марки продолжат ориентироваться на местный рынок, на рынок Азии и на США, и там электромобили из Европы будут находиться в высококонкурентной среде.

Китай будет, как и прежде, будет насыщать внутренний рынок «домашними» моделями электромобилей и постепенно захватывать новые рынки и пользоваться открывающимися возможностями. Во-вторых, увеличение издержек при производстве электромобилей будет существенными, и в этих условиях выживут только те компании, которые смогут найти способы снизить их.

Возможно, что в перспективе именно китайские электромобили будут широко представлены на российском рынке, как и обычные машины с ДВС. В пользу этого говорит продолжение роста цен на любые автомобили в России, и высокий курс доллара и евро к рублю в таких условиях превратит любое новое западное авто в нашей стране в предмет роскоши.