Цены улетят в космос: к чему приведут пошлины Трампа на импорт автомобилей

Россия тоже ощутит влияние американских тарифов.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Цены улетят в космос: к чему приведут пошлины Трампа на импорт автомобилей
GettyImages
Разбираемся, что сейчас происходит на мировом авторынке и к чему стоит готовиться отечественным автолюбителям.
Содержание

Трамп ввел пошлины на импорт автомобилей и запчастей

В минувшую среду президент США Дональд Трамп ввел 25-процентные пошлины на импорт автомобилей, легких грузовиков и автозапчастей. Он подписал соответствующее распоряжение во время выступления в Розовом саду Белого дома. Пошлины на готовые автомобили начали действовать с 3 апреля, а вот тарифы для автозапчастей вступят в силу только в следующем месяце — не позднее 3 мая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соцсети

Трампа давно беспокоило состояние американского автопрома и зависимость страны от иностранных поставок. В своем заявлении он отметил, что несмотря на все усилия по переговорам с Евросоюзом, Японией и рядом других стран, «угроза лишь возросла». Причиной стали не только проблемы с глобальными цепочками поставок, проявившиеся в разгар пандемии COVID-19, но и значительный рост иностранных автопроизводителей, которые, по словам Трампа, получают «несправедливые субсидии и поддерживаются агрессивной промышленной политикой». В распоряжении президента утверждается, что импорт автомобилей и автозапчастей представляет угрозу для «национальной безопасности», поскольку лишь половина продаваемых в США машин собирается внутри страны. Такое положение дел, по словам главы Белого дома, «подрывает индустриальную базу и национальную безопасность» государства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отметим, что накануне заявления Трампа автоконцерны сообщили о настоящем буме продаж по итогам первого квартала. У General Motors рост составил 17%, у Hyundai — 10%, у Kia — 11%, у Lexus — 14%, у Honda и Ford — 5%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отреагировал рынок

На фоне этих новостей в четверг акции немецких автопроизводителей резко пошли вниз. Volkswagen и Mercedes подешевели более чем на 3%, а акции BMW снизились на 0,7%.

Как сообщает Bloomberg, Volkswagen первым из автогигантов собирается повысить цены, добавив импортные пошлины к отпускной стоимости своих машин. Скорее всего, это станет стандартом для остальных иностранных марок, которым придется поднимать ценники в ответ на новые тарифы. Сообщается, что итальянская Ferrari собирается увеличить стоимость ряда своих автомобилей в США на 10%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Глава немецкого автомобильного лобби VDA Хильдегард Мюллер назвала введение тарифов «фундаментальным поворотным моментом в торговой политике». Мюллер уверена, что в итоге от этого шага проиграют все, в том числе и сами американцы. Ставки, по ее словам, слишком высоки: потребители столкнутся с ростом инфляции и сокращением ассортимента товаров, а это наверняка ударит по рыночной активности в США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Локализация в США – это сложный процесс, этих производств не существует, надо создавать новые мощности, надо переориентировать ресурсы, включая оборудование и рабочую силу. Конечно, за это все заплатит потребитель. Хотя бывает такая ситуация, что экспортер снижает цены, чтобы остаться на рынке. При этом размер пошлины очень большой. Поэтому торговля может остановиться вообще или упасть очень сильно», считает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

Нашли замену дорогим машинам: почему россияне бросились скупать мотоциклы

Названы три главные ошибки при смене зимней резины на летнюю: они могут убить вашу машину

Техосмотр при продаже подержанной машины станет обязательным: что известно о новом законопроекте

Что будет с ценами в России

Как рассказал телеграм-каналу Mash Room основатель Putilov Group Ярослав Путилов, по всему миру машины начнут дорожать почти сразу, поскольку производители уже начали закладывать дополнительные риски и издержки в новые прайс-листы. Как отметил эксперт, главная проблема в том, что цепочки поставок в автопроме жестко зафиксированы по времени, быстро перестроить этот процесс невозможно. По словам Путилова, не минует повышение цен и россиян. Оно станет «результатом цепочки глобальных пошлин, логистических корректировок, внутренней инфляции и таможенной нагрузки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путилов объяснил на примере BMW 5 серии 2025 года выпуска, как будет меняться стоимость автомобилей. Эксперт выделил пять ключевых этапов. Первый — производство. Повышение цен на запчасти и детали, а также рост затрат на производство, неизбежно отразится на стоимости конечного продукта. Так, BMW будет вынуждена увеличить себестоимость на 7-12% в связи с удорожанием комплектующих, логистики, а также из-за пошлин.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем следует этап логистики и экспорта, на котором тоже не обойдется без роста затрат. С увеличением цен на энергоносители и рабочую силу в ЕС плата за транспортировку грузов возрастет минимум на 3-5%.

Далее — ввоз автомобиля в Россию. Базовая цена BMW 5 серии без учета таможенных пошлин и других сборов составит около 5-5,5 млн рублей. Четвертый этап — это оформление на таможне, где стоимость автомобиля увеличится на несколько пунктов: пошлина и утилизационный сбор. Если машина идет на продажу к дилеру, то в цену закладываются еще и акциз с 20% НДС, что тоже делает ее дороже.

И, наконец, заключительный этап — дилерская наценка. Стоимость транспорта может вырасти еще на 10-15%. В результате иномарка, которая до пошлин и тарифов стоила около 6,5-7 млн рублей, подорожает до 8-9 млн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Ожидается, что в 2025 году окончательная стоимость автомобилей вырастет на 20-30%. Если сейчас новая BMW 5 серии обойдется россиянам в 10 млн рублей, то уже через полгода цена на этот автомобиль будет составлять 12-13 млн рублей, прогнозирует эксперт.

Значит ли это, что покупка новой машины — сегодня хорошая инвестиция? Нет, утверждает Путилов. По его словам, автомобили являются активами с высокой амортизацией, и уже в первый год после покупки они теряют до 15–20% своей стоимости. «В условиях нестабильного рынка, роста логистических и таможенных издержек стоимость может быть искусственно завышена, но это не создает предпосылок для роста рыночной цены вашей ласточки в будущем. Исключение — только лимитированные серии, которые могут сохранять ценность за счет коллекционного спроса», — объяснил эксперт. Так что если вы рассматриваете покупку автомобиля как способ инвестировать деньги, сейчас точно не лучшее время для этого.