Как вежливость в адрес мотоциклистов может обернуться проблемой?

Фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» отлично применима к взаимодействию автомобилистов и мотоциклистов. Речь о ситуации, когда водитель автомобиля видит в зеркалах мотоцикл и включает сигнал поворота с одновременным смещением, давая понять двухколесному: вижу, путь свободен, вперед. Вроде бы, так и надо — это проявление заботы и вежливости на дороге. Но есть в этой практике неочевидный нюанс, причем не один.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Как вежливость в адрес мотоциклистов может обернуться проблемой?
Legion-Media

Прежде всего, это не просто информирование о возможности проехать, а достаточно настойчивое предложение это сделать. Потому что водитель дает кратковременное «окно возможности» — которое закроется вскоре после того, как перестанет моргать поворотник и автомобиль снова вернется в центральное положение в полосе. А если байкеру в этот момент обгонять неудобно или не требуется вообще?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, включена неподходящая передача или присутствует отвлекающий фактор — навигатор, телефонный звонок, что угодно. Или он не уверен в дорожной обстановке. Но приглашение впереди «прозвучало», и вроде бы надо воспользоваться. Иначе выйдет невежливо, да и непонятно, когда снова будет предоставлен момент.

Я много раз наблюдал, как неопытные водители мотоциклов неуверенно пробираются по потоку: готовясь к каждому опережению, занимая место то в ряду, то в междурядье, прицеливаясь. Дать такому мотоциклисту сигнал для обгона — значит поторопить его, погрузить в еще больший стресс, проявить что-то вроде пассивной агрессии. Не нужно такой вежливости на дороге.

Опытные байкеры сами способны прошить поток, но всегда поблагодарят, если подвинешься и обозначишь маневр поворотником. Но благодарность эта — кивком головы или поднятым вверх пальцем — стоит райдеру мгновенного ослабления контроля. Ведь для жеста рукой надо оторвать ладонь от грипсы руля, а кивок головой приводит к изменению направления взгляда. А ведь на мотоцикле как нигде работает правило «куда смотришь — туда и приедешь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И хотя для большинства мотоциклистов такие микрожесты сложности не представляют, в отдельных случаях — с новичками или при неблагоприятной дорожной обстановке — это может быть чревато. Освобождайте дорогу плавными понятными движениями. И по-возможности незаметно. А явное приглашение используйте только тогда, когда это уместно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, если без такого жеста мотоциклисту придется сильно снижать скорость или делать перестроения. Когда вы с попутной машиной почему-то двигаетесь долгое время рядом (так делать не надо, но здесь не все зависит от вас), то такое бутылочное горлышко можно и расширить в моменте, не забыв моргнуть поворотником. Но если впереди тесный коридор из машин в плотном трафике, то ваше смещение байкера не спасет — ему все равно придется сбавить ход, машиной раньше или машиной позже.

И смотрите чтобы с противоположной стороны в другом междурядье не было другого мотоцикла или автомобиля. Иначе план причинить добро обернется результатом со знаком минус. Лучше обходиться без демонстративных жестов, направленных на получение благодарности, чем провоцировать байкеров на незапланированные маневры. В большинстве случаев они справятся сами, главное не мешать. А лучшее, что может сделать водитель автомобиля — это почаще смотреть в зеркала и пореже в смартфон.