Автомобилей на дорогах станет меньше: в чем причина

Россияне все чаще выбирают машины с пробегом.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Автомобилей на дорогах станет меньше: в чем причина
GettyImages
Почему стареет отечественный автопарк — в нашем материале.
Содержание

Автопарк в стране резко стареет

В России на сегодняшний день официально числится около 46 миллионов легковых автомобилей, 70% из которых отметили десятилетний юбилей. Более того, средний возраст машин в стране уже практически достиг 15 лет. Интересно, что дольше всех верно служит своим владельцам транспорт отечественного производства, который живет на дорогах в среднем 18,5 года. Следом за ним идут японские бренды, чьи модели находятся в строю 16,4 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если говорить о машинах других стран, то их «возрастной порог» ниже. Американские автомобили держатся на дороге в среднем 14,6 года, европейские — ровно 13 лет, а корейские — 10,7 года. Однако самый «молодой» автопарк в стране принадлежит китайским маркам, чей средний возраст не превышает 6,1 года. Такие данные приводит агентство «Автостат».

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примечательно, что россияне не только выбирают старые автомобили, но и остаются верны определенным моделям. Lada 2107 до сих пор вне конкуренции и занимает первое место по популярности. За ней следуют Lada 2114 «Самара-2», а также такие иностранные модели, как Kia Rio и Hyundai Solaris. Замыкает пятерку лидеров отечественная Lada 4x4.

По данным Pango Cars, больше всего сделок приходится на автомобили в возрасте от 10 до 15 лет — это 34% от всех продаж. Чуть отстают машины младше — от 5 до 10 лет, их доля составляет 29%. А вот новые и совсем старые авто идут с одинаковыми показателями: 16% продаж у тех, кому меньше 5 лет, и столько же у тех, кто уже перевалил за 15. Раритеты старше 20 лет — это редкость, их выбирают лишь 4% от общего числа покупателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему так происходит?

За первые три месяца 2025 года россияне приобрели почти 1,27 миллиона подержанных легковых автомобилей. Эта цифра впечатляет, особенно если учесть, что объем продаж новых машин за тот же период был в пять раз меньше. Такие данные на отраслевой конференции Fresh Day озвучил Сергей Целиков, директор агентства «Автостат».

Сравнение статистики за первый квартал с прошлым годом отчетливо демонстрирует: соотношение между продажами новых и подержанных машин продолжает склоняться в пользу вторички. В 2024 году на один новый автомобиль приходилось четыре машины с пробегом, а в этом году этот разрыв стал еще больше. Это связано с тем, что первичный рынок потерял 25% по сравнению с первым кварталом прошлого года, в то время как вторичный, напротив, подрос на 3%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Цены на массовые модели зарубежных брендов с пробегом достигли своего пика еще в марте 2024 года. После этого последовал период «затишья» — до осени они держались на стабильном уровне, а в конце — начале этого года пошли вниз. Сергей Целиков связывает это с изменением поведения продавцов, которые все чаще соглашаются на торг и готовы заключать сделки по ценам ниже тех, что первоначально указаны в объявлениях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин добавляет, что есть и другой фактор, который стал особенно важным за последние три года, — разнообразие выбора. На вторичном рынке до сих пор можно найти ушедшие марки, такие как Audi, Toyota и другие. Также здесь представлен огромный ассортимент кузовов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой всплеск интереса, разумеется, не делает автопарк моложе. Вторичный рынок в России в «основном варится в собственном соку», поскольку ввоз относительно свежих автомобилей из-за границы остается экономически невыгодным. «Нужно очень любить BMW, чтобы привезти себе пятилетнюю "пятерку" из Баварии», — с иронией отмечает Житнухин.

Спад по всем фронтам: грозит ли России экономический крах?

Ждем запредельные скидки? Как в России пытаются спасти авторынок

Летом доллар всем покажет: каким будет курс в июне

Какие прогнозы дают эксперты?

В России нет формально установленного срока службы автомобилей, но статистика неумолима: как только транспорт перешагивает 15-летний рубеж, шансы встретить его на дороге резко снижаются. Сейчас на пороге своего срока службы стоят машины, проданные в середине нулевых, в эпоху рекордного бума, который до сих пор вызывает у рынка ностальгию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вспоминает автоэксперт Петр Шкуматов, в 2006-м отечественный авторынок впервые перевалил за отметку в два миллиона: было продано 2,06 миллиона автомобилей. В 2007 году цифра выросла до 2,58 миллиона, а 2008-й стал настоящим триумфом — почти три миллиона новых машин. Но сейчас «герои» того времени начинают массово достигать верхней границы своего жизненного цикла. В 2026-м около двух миллионов автомобилей 2006 года выпуска попрощаются с дорогами. В 2027-м придет черед еще 2,6 миллиона машин 2007 года. В 2028-м этот процесс достигнет пика, когда на утилизацию уйдут почти три миллиона автомобилей 2008 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После кризисного 2022-го рынок новых машин начал восстанавливаться. В 2024-м было продано 1,57 миллиона автомобилей. Однако темпы роста иссякли, и прогнозы на этот год остаются тревожными. Оптимисты надеются на 1,3 миллиона новых продаж, пессимисты говорят о 1,2 миллиона. Это явно недостаточно, чтобы компенсировать дыру от «естественного отсева»: уже в следующем году разрыв составит около 700 тысяч автомобилей. А к 2027 году дефицит может увеличиться до 1,7 миллиона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Однако предстоящее сокращение автопарка неизбежно. И по словам Шкуматова, уменьшение числа машин приведет к снижению загрузки автосервисов, падению спроса на топливо, запчасти и страховые полисы. Уже сейчас миллионы россиян оказались перед трудным выбором: либо искать возможность приобрести новую машину, цена которой давно перевалила за три миллиона рублей и продолжает расти быстрее доходов, либо пытаться продлить жизнь своей старой «рабочей лошадке», чья эксплуатация требует больших затрат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без доступных кредитов и государственных программ поддержки автопарк рискует сократиться до уровня начала 2000-х, когда в стране было всего 25 миллионов автомобилей вместо нынешних 46, предупреждает Шкуматов. Это будет не просто технический откат, но и серьезный удар по инфраструктуре и экономике.

В минувшую пятницу Центробанк снизил ключевую ставку, что, несомненно, позитивный сигнал для всех участников рынка. Для покупателей это шанс оформить автокредит на более выгодных условиях, а для бизнеса — возможность увеличить продажи. Но при ставке в 20% ожидать мгновенных перемен не приходится. Отрасль с осторожным оптимизмом рассчитывает, что снижение станет долгосрочной тенденцией, дающей рынку реальный шанс на восстановление и рост.