Математик Алан Тьюринг, которого называют отцом-основателем искусственного интеллекта, считал, что машины могут выполнять «нечто такое, что можно было бы назвать мышлением, но что весьма отличается от того, что делает человек». Об этом он рассуждал в эссе 1950 года «Вычислительная техника и интеллект», в котором изложил метод определения того, способен ли компьютер мыслить как человек.
Идее искусственного интеллекта больше 2000 лет: как она отражена в древнегреческих мифах?

История искусственной жизни

Он не был первым, кто задумывался о машинах с человеческим интеллектом. Например, в романе Мэри Шелли 1818 года «Франкенштейн» широко обсуждается этическая сторона искусственного создания жизни, а в пьесе Карела Чапека «R.U.R.», впервые поставленной в 1921 году, впервые используется термин «робот» для описания человекоподобных существ, захватывающих мир.
Однако более чем за 2000 лет до этого древние греки рассказывали друг другу мифы на эти же темы. Как утверждает Адриенна Мэйор, историк-классик из Стэнфордского университета, в книге «Боги и роботы: мифы, машины и древние мечты о технологиях», задолго до часовых механизмов Средневековья и автоматов ранней современной Европы идеи о создании искусственной жизни и сомнения относительно копирования природы были широко исследованы в мифах Древней Греции.
Талос — защитник острова Крит
Одна из античных историй посвящена бронзовому часовому Талосу. Выкованный Гефестом великан охранял остров Крит. Он патрулировал побережье трижды в день, бросая огромные валуны во вражеские корабли, чтобы отпугнуть нежеланных гостей царя Миноса.

Эпическая поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» повествует о приключениях Ясона и аргонавтов, включая и их встречу с Талосом. После получения легендарного золотого руна герои пытаются высадиться на берегах Крита, но великан им мешает. Тогда возлюбленная Ясона, колдунья Медея, начинает петь, призывая «духов смерти, пожирателей жизни, быстрых псов Аида», а затем направляет «свой враждебный взгляд» на Талоса. Заколдованный, он поцарапал лодыжку — единственное свое уязвимое место — и рухнул с мощным грохотом.
Созданный намеренно разработчиком
В некотором смысле сюжет типичен для древних мифов: герой и героиня сталкиваются с препятствием, им приходится его перехитрить. Существа, магически наделенные жизнью богами, — не редкость в греческой мифологии. Галатея, например, была статуей женщины, созданной Пигмалионом, а затем оживленной Афродитой.

Однако Талос создан не «магическими заклинаниями или божественным указом», он был намеренно спроектирован Гефестом, скорее «сделан, а не рожден». Талос изображался как машина, запрограммированная действовать по-человечески, но не способная вести обычную человеческую жизнь. В целом именно это мы могли бы назвать сегодня роботом.
Мэйор отмечает, что среди множества определений робота общепринятым является то, что он может двигаться самостоятельно, взаимодействовать с окружающей средой и имеет внутреннюю работу и источник энергии. У мифического Талоса были все эти вещи.

В «Аргонавтике» подробно описывается внутренняя система великана. В тексте даже упоминается провод, расположенный под сухожилием лодыжки. Эта кроваво-красная вена была покрыта вместо бронзы тонкой кожей и в целом похожа на трубки, которые транспортировали ихор — эфирную жидкость — по телам древнегреческих богов. Ихор был тем источником энергии или электричества, который подпитывал работу бронзовых конечностей Талоса.
Существо или машина
Ученые интерпретируют образ Талоса по-разному. В книге «Возвышенные мечты о живых машинах: автомат в европейском воображении» историк Минсу Кан пишет, что великан рассматривался как «не механическое существо, а вполне живое», но выглядящее как современная машина. По мнению Мэйор, это слишком упрощает явно инженерную природу Талоса: «Какое живое существо имеет металлическое тело и некровяную кровеносную систему, запечатанную болтом?»

По мнению историка, великан, как и современные идеи киборгов, представлялся гибридом живых и неживых частей. С помощью подобных мифов древние могли размышлять о том, является ли сущность, созданная, а не рожденная, бездумной машиной или автономным, чувствующим интеллектом. Талос — это и робот, и автомат — машина, созданная как имитация человека.
С этим согласен профессор Грегори Надь, исследователь греческой литературы из Гарвардского университета. Он отмечает, что слово «автомат» образовано от двух корней: mat, имеющего общее происхождение с латинским mens — «разум»; и auto — «сам». По сути «автомат» означает «саморазум», то есть нечто, что имеет собственное сознание.
Автомат с человеческими чертами
Примеров автоматов в древнегреческих мифах предостаточно. В «Илиаде» Гомера описываются аналогичные устройства, созданные Гефестом, включая золотые треножники, которые двигались по собственной воле, а также женские формы, которые двигались и дышали, предвосхищая потребности богов. Изобретатель Дедал, спроектировавший лабиринт для царя Миноса в качестве тюрьмы для получеловека-полубыка Минотавра, создавал и ожившие статуи, которые соперничали с механическими слугами Гефеста.

Как подчеркивает Мэйор, Талоса от других автоматонов отличает тот факт, что он был первым мифическим существом, отправленным на землю для взаимодействия с людьми. В отличие от самодвижущихся треножников Гефеста и золотых женщин, которые служили олимпийским богам, великан находился в контакте с критянами, что, вероятно, привело к тому, что он перенял некоторые из их черт.
Поскольку Гефест «запрограммировал» Талоса просто охранять Крит, он не должен был обладать человеческими качествами. Однако в некоторых более старых рассказах о нем предполагается, что бронзовый великан мог иметь некоторые человеческие эмоции и черты. Поэтому он поддается гипнозу Медеи, а также испытывает страх смерти.

Потенциальная человечность Талоса отражается в выборе слов, описывающих его кровеносную систему. Вместо того, чтобы использовать простое слово «трубка», Аполлоний специально использует термин «вена», подчеркивает профессор Надь. По его словам, миф нужен людям, чтобы осмысливать проблемы своей эпохи. Получается, за тысячелетия до того, как Алан Тьюринг задал вопрос, могут ли машины мыслить, Талос и другие существа с искусственным интеллектом уже подготовили почву для исследования этой идеи.