«Времена не выбирают, выбирают часы»: интервью с владельцем российской часовой компании
Каким был часовой мир нашей страны в ранние 90-е, после распада СССР?
В ранние 90-е я особо этим миром не интересовался. Хватало учебы в МИФИ и жизни в общежитии. Да и самому этому «миру» тогда едва хватало на еду. Я пользовался подаренными мне родителями часами Montana с восемью мелодиями, и они меня полностью устраивали.
Сам я впервые приобрел себе часы по окончании второго курса в переходе станции метро «Таганская». Мне они казались фантастически красивыми, с переливающимся циферблатом, накладными метками и открытым окном баланса. Были они «популярнейшего» бренда Orientex.
Через месяц они начали спешить, и я как «рукастый парень», вскрыв их, рычажком коррекции хода попытался отрегулировать. Через два месяца накладные метки отвалились от бумажного разбухшего от влаги циферблата. На третий месяц шестерня на пружине баланса уже висела декором на моей настольной лампе.
То есть первая любовь к часам была несчастной...
Моя любовь к часам началась с моей первой работы. На ВДНХ в 1994 году мне поручили заведовать небольшим часовым павильоном. Основной ассортимент — Casio, Seiko и Citizen. Сейчас таким никого не удивишь, но после «Монтаны» и «Ориентекса»...
Часы стрелочные, часы цифровые, часы стрелочно-цифровые, часы с калькулятором, часы с компасом, часы с записной книжкой, часы с измерением кровяного давления... Я сразу же купил себе самые простые трехстрелочные на кожаном ремешке. Мой первый достойный выбор! Потом их будет много — и невесомые титановые Seiko, и Citizen Eco-Drive со сферическим выпуклым стеклом...
И тогда я помню нечто, непохожее на часы в обычном понимании человека того времени. В продуктовой линейке Casio появились G-Shock! Мне они казались уродливыми — угловатый корпус, похожий на кусок шины с протектором. Стоимость — $100, когда средняя зарплата на хорошей работе — 300 у.е. в месяц!
«Они выдерживают падения, удары и погружение на глубину до 200 метров», говорила реклама. Но кому в здравом уме в 90-е годы пришло бы на ум бить или ронять часы (ну кроме Мимино из одноименного фильма)! И это еще один из ярких примеров того, как сильно и часто я ошибался в своей жизни.
То есть тогда в России доминировали японские бренды. А как же швейцарцы?
Мое первое знакомство со швейцарским брендом случилось там же. Нам в павильон поставили партию Tissot вместе со «швейцарской» витриной — деревянной, красивой, с одним маленьким потайным замочком. К сожалению, знакомство было недолгим.
Через два дня их вынесли прямо среди бела дня. Швейцарская витрина оказалась не такой взломоустойчивой, как остальные железные шкафы с навесными замками.
А когда начался расцвет часового бизнеса в России?
Это случилось в начале 2000-х. Тогда в России, какой бренд ни завези, он находил своего почитателя. Примерно тогда же — с кризиса 1998 года — началась и история AllTime. Дальше мы росли и расширялись.
На какие этапы можно поделить развитие часового мира в нашей стране?
Все, как и в других отраслях индустрии моды. Сначала знакомство с самыми известными массмарками. Далее — развитие потребительского опыта и изменение спроса в сторону чего-то более изысканного. Естественно, отразились на нас и все глобальные и локальные кризисы, плюс наложился еще и кризис смарт-часов.
Он похож на «кварцевый кризис» 70-х, который позволил швейцарской (и мировой) часовой промышленности консолидироваться и перестроиться, проредил засилье брендов, «просто делающих часы».
Как еще смарт-часы влияют на рынок?
С одной стороны, они отнимают место на руке у классических часов. С другой — люди, которые никогда не носили часы, но которым приглянулся практичный аксессуар — смарт-часы, возможно, позже заменят его на что-то более престижное..
Возможно, смарт-часы — это шаг к возвращению часов на запястья представителей нового поколения.
Чаще ли сегодня на запястьях россиян появляются часы отечественных мануфактур?
Мануфактура — это полный цикл производства. Часовые марки, которые его имеют, очень гордятся данным званием. Мануфактурные механизмы (собственный механизм, на собственном производстве) выпускают предприятия, которых в мире крайне мало. В России, насколько я знаю, их две.
Но и это считаем, что весьма неплохо для страны. Нашим производителям есть куда развиваться, и при правильном маркетинге у них точно есть большой потенциал в том числе и на международном рынке.
Вы тоже посещали много выставок и производств. Что произвело на вас самое сильное впечатление?
Первое посещение Базельской выставки в начале нулевых. Теперь она уже не проводится. Пришло понимание, насколько огромные вложения делают серьезные компании. При этом там находилось место и небольшим брендам, что показывало: в этом бизнесе есть дорога всем.
Сейчас активно развивается рынок б/у часов (в это направление вкладываются даже сами часовые марки). Нет ли у AllTime планов развития бизнеса в этом ключе?
C позиции брендов тут все понятно. Это дает покупателю ощущение, что его часы со временем не теряют инвестиционную привлекательность, так как востребованы на вторичном рынке. С точки зрения ломбардов — тоже, это позволяет зарабатывать.
У нас же свой путь, но эта тема и нас тоже затронула. Не с точки зрения заработка, а относительно поддержки нашего клиента. Мы стали принимать часы в трейд-ин.
Это дает человеку понимание, что, если все же он разочаруется в приобретении или захочет другую модель, мы сможем ему помочь и в этом.
Какие часы, в разное время продававшиеся в AllTime, были для вас самыми интересными?
Я думаю, самые интересные еще впереди.