От Balenciaga до Ватикана: во что одеты кардиналы в фильме «Конклав»?

Дизайнер костюмов Лизи Кристл, номинированная на премию «Оскар», рассказала о своем вдохновении высокой модой при создании образов для фильма «Конклав» Эдварда Бергера. И о том, как она изменила церковную форму по своему вкусу и не ошиблась.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
От Balenciaga до Ватикана: во что одеты кардиналы в фильме «Конклав»?
Focus Pictures
Содержание

Все кардиналы очень стильно одеты

Новый фильм Эдварда Бергера «Конклав» (количество просмотров которого выросло на 283% после смерти папы Франциска) начинается с кончины главы католической церкви. Но динамичное действие по-настоящему разворачивается, когда кардиналы прибывают в Ватикан на конклав - процесс избрания нового Папы Римского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во дворе резиденции Casa Santa Marta они общаются друг с другом: трое перешептываются, прикуривая сигареты, кардинал приветствует другого с распростертыми объятиями, как мафиозный дон. Все они персонажи, которые борются за папский престол с разной степенью амбиций и рвения. И все они очень стильно одеты.

Рэйф Файнс и Стенли Туччи в фильме «Конклав»
Рэйф Файнс и Стенли Туччи в фильме «Конклав»
Focus Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декан коллегии кардиналов (в исполнении Ральфа Файнса), которому последний Папа Римский поручил возглавить папский конклав, стоит, как генерал, в черном двубортном пальто и приветствует своих братьев. Ближайший союзник Лоуренса, либерал Альдо Беллини (Стэнли Туччи), одет в длинное минималистичное пальто с высоким воротником — в стиле Йоджи Ямамото.

Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более роскошно выглядит кардинал Жозеф Тремблей (Джон Литгоу), высокий и в меховом кейпе (Тремблей — казначей Ватикана). Но еще более впечатляет громогласный Гоффредо Тедеско из Венеции (Серджио Кастеллитто), очень влиятельный кардинал, который входит в пышном красном плаще.

Джон Литгоу в роли кардинала Жозефа Тремблея в фильме «Конклав»
Джон Литгоу в роли кардинала Жозефа Тремблея в фильме «Конклав»
Focus Pictures

Это дождливый зимний день, и эти детали верхней одежды выделяют главных героев, живущих в Риме, на фоне приезжих. «У нас не так много возможностей для того, чтобы выделить этих мужчин, но они есть, потому что в Риме зима, влажно и холодно. Погода ужасная, пробирает до костей», — говорит художник по костюмам, номинированная на премию «Оскар», Лизи Кристл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модные обитатели Ватикана на фоне архаичной обстановки

Несмотря на архаичную обстановку, основная группа кардиналов умудряется выглядеть в тренде, как будто Беллини только что сошел с подиума показа Yamamoto в Париже, а Лоуренс заказывает одежду на Сэвил-Роу. В их нарядах чувствуется благородная элегантность: они дают представление об их индивидуальных вкусах. Действительно, в Сикстинской капелле, где ряд за рядом сидят кардиналы в одинаковых алых сутанах, задача, как объясняет Кристл, состояла в том, чтобы подчеркнуть индивидуальность, скрывающуюся за униформой.

Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Features
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучала каждую деталь церковной одежды

Униформа — это то, что увлекает Лизи Кристл, которая также создавала костюмы для фильма Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» 2022 года. Изучая основы церковной моды для «Конклава» — каждую пуговицу, каждый аксессуар, то, как церковь влияет на облачение, — Кристл исписала 300 страниц.

Лизи Кристл
Лизи Кристл
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучив все тонкости, она встретилась с консультантом по религии Франческо Бономо, который помог ей понять, что «есть правила, но есть и пространство для маневра». Чтобы сделать это хорошо, сказать что-то новое, обширные знания в области костюма дали Кристл творческую свободу и уверенность, чтобы правильно интерпретировать свое видение церковной одежды.

530 ювелирных изделий на заказ

Распятия, например, у кардиналов отличаются: от золотых до серебряных, от богато украшенных до минималистичных, в зависимости от того, консерватор он или либерал. «Это было моим ориентиром», — говорит она о своих костюмах, выражающих политические взгляды. Пятьсот тридцать ювелирных изделий, включая распятия и кольца, были заказаны у флорентийских ювелиров Penko.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ювилеры Penko за работой над украшениями для фильма «Конклав»
Ювилеры Penko за работой над украшениями для фильма «Конклав»
Focus Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очки выступают признаком современности: вы могли бы представить Тедеско в его толстых очках и уложенных седых кудрях арт-дилером из другой жизни. «Ватикан находится в шикарном районе Рима Прати, — отмечает Кристл. — И я подумала, эти мужчины живут в Италии, куда они ходят за очками? Они ходят в оптику за углом. Поэтому мы выбрали итальянскую марку, Bobsdrunk».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У каждого кардинала индивидуальный стиль

Рэйф Файнс в фильме «Конклав»
Рэйф Файнс в фильме «Конклав»
Focus Pictures

Элемент «индивидуального стиля» дает представление о моральном облике кардинала. Кристл пыталась представить, где эти люди покупают такие вещи, как белые воротнички и стильные носки. Они должны быть примером для подражания, стремление к выгоде должно быть незаметным, но они не скрывают своих амбиций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне кажется очень интересным, что в наши дни, когда мы говорим о быстрой моде, есть большая группа людей, которые достаточно смелы, чтобы выбрать определенный образ жизни, и они выбирают один стиль одежды», — отмечает Кристл.

В фильме с каждым бесплодным раундом голосования на конклаве кардиналы размышляют о будущем церкви на фоне гражданских волнений. Работа Кристл — это не просто воссоздание того, что на самом деле носят кардиналы. Она использует эту возможность, чтобы продемонстрировать кинематографичные образы, подходящие обстоятельствам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Pictures

«Красота — это часть веры»

Кристл, выросшая на католическом юге Германии, с самого начала своей карьеры поняла, что «красота — это часть веры». Но, осваиваясь в католическом мире, Кристл столкнулась с еще одним препятствием: «В 1962 году, во время Второго Ватиканского собора, епископы со всего мира встретились и решили изменить облачение. И я бы сказала, что не в лучшую сторону, потому что раньше облачение было намного красивее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скетч Лизи Кристл с наброском одного из костюмов для фильма «Конклав»
Скетч Лизи Кристл с наброском одного из костюмов для фильма «Конклав»
Lisy Christl / Focus Features
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, накидки-пончо, которые надевали во время церемоний, были украшены богатыми парчовыми тканями и вышивкой золотыми и серебряными нитями. Лизи Кристл и и режиссер Эдвард Бергер в какой-то момент «немного застряли в попытках разрешить себе изменить католическое облачение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Источником вдохновения стала коллекция Balenciaga Демны Гвасалии

Но однажды Кристл попала на показ Balenciaga Демны Гвасалии. Это был показ мужской одежды сезона весна-лето 2020, коллекции, которую Гвасалия в то время назвал «модной униформой». Широкие плечи, которые подчеркивали квадратный крой, были попыткой сделать удобные объемы более демократичными. «Я увидела это и подумала: "Ого, может, мне стоит отправить это Эдварду". Потом я подумала: "Нет, он может подумать, что я совсем сошла с ума", - рассказала стилистка.

Модель из мужской коллекции Balenciaga весна-лето 2020 года
Balenciaga
Модель из мужской коллекции Balenciaga весна-лето 2020 года
Balenciaga
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через неделю режиссер сам отправил ей фото этой коллекции в качестве референсов. «Я позвонила ему и сказала: "Это потрясающе. Неделю назад я увидела это и хотела отправить тебе, но подумала, что, может, не стоит". И теперь ты отправляешь это мне», — вспоминает Кристл. В итоге дизайн Гвасалии помог Кристал обратить внимание на другие образы католической моды.

«Несколько лет назад в Нью-Йорке прошла фантастическая выставка под названием "Небесные тела: мода и католическое воображение" в Музее искусств Метрополитен. Благодаря всем этим знаниям, всем этим книгам о церковных облачениях, все стало намного понятнее. Меня вдохновили очень известные модельеры из Франции и Италии — обе страны очень католические. И в этом есть что-то общее: когда вы видите старые модели Dolce & Gabbana или Кристобаля Баленсиаги... Я, конечно, вижу влияние, вижу стиль, вижу, как на высокую моду повлияла церковная одежда», — отметила Кристл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Pictures

А также минимализм в стиле Prada и Jil Sander

Работа Лизи Кристл в «Конклаве» — это первый случай в кино, когда идеи высокой моды о католицизме вернулись в Ватикан. Кристобаль Баленсиага, сам набожный католик, когда-то подумывал о том, чтобы стать священником. В старой книге о дизайнере, которая была у Кристл с конца 1980-х годов, она нашла эскизы монашеской рясы, в которую в итоге облачила сестер во главе с властной Агнес (Изабелла Росселлини).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изабелла Росселлини в фильме «Конклав»
Изабелла Росселлини в фильме «Конклав»
Focus Pictures

Prada и Jil Sander (вспомните их минималистичную славу 1990-х годов) также вдохновили Кристл отказаться от своеобразного кружева на белой тунике в пользу чистых прямых линий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рубиново-красные сутаны в контрасте с бирюзовыми креслами, или один из самых красивых фильмов

Часть миссии Лизи Кристл заключалась в том, чтобы результат ее работы был незаметным и сдержанным — для того, чтобы проявить уважение к церкви и верующим. При этом самым очевидным результатом ее работы стал выбор яркого красного цвета для фильма. Она ссылается на телевизионную трансляцию конклава 2013 года, когда кардиналы шествовали в Сикстинскую капеллу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Конклав»
Кадр из фильма «Конклав»
Focus Pictures

«Слишком оранжевый, — говорит она. — Когда я впервые поехал в Рим с Эдвардом, я показал ему оригинал образцов и сказал: "Просто смотри на этот цвет 10 минут и поймешь, что он делает с твоими глазами". Больно смотреть». Это также означало, что мы не работали напрямую с Gammarelli, официальным портным Папы Римского с 1798 года».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение изменить цвет в конечном счете было эмоциональным для Кристл: «Он должен обнимать вас». В результате совместной работы с дизайнером текстиля Мари Хейцингер получился красный цвет с голубоватым оттенком, более теплый, который на фоне мрамора производит строгий эффект. С практической точки зрения он легче воспринимается в течение двухчасового просмотра фильма.

В ходе жарких дебатов между фракциями кардиналов после взрыва, произошедшего во время конклава, их рубиново-красные сутаны в контрасте с бирюзовыми креслами в зале показывают, насколько мастерски работа Кристл повлияла на другие производственные отделы. Цвет объединил в себе все, чего она хотела добиться, изменив форму одежды, а ее вкус превратил церковный триллер в один из самых стильных и визуально впечатляющих фильмов года.