Новый фильм Эдварда Бергера «Конклав» (количество просмотров которого выросло на 283% после смерти папы Франциска) начинается с кончины главы католической церкви. Но динамичное действие по-настоящему разворачивается, когда кардиналы прибывают в Ватикан на конклав - процесс избрания нового Папы Римского.
От Balenciaga до Ватикана: во что одеты кардиналы в фильме «Конклав»?

Все кардиналы очень стильно одеты
Во дворе резиденции Casa Santa Marta они общаются друг с другом: трое перешептываются, прикуривая сигареты, кардинал приветствует другого с распростертыми объятиями, как мафиозный дон. Все они персонажи, которые борются за папский престол с разной степенью амбиций и рвения. И все они очень стильно одеты.

Декан коллегии кардиналов (в исполнении Ральфа Файнса), которому последний Папа Римский поручил возглавить папский конклав, стоит, как генерал, в черном двубортном пальто и приветствует своих братьев. Ближайший союзник Лоуренса, либерал Альдо Беллини (Стэнли Туччи), одет в длинное минималистичное пальто с высоким воротником — в стиле Йоджи Ямамото.

Более роскошно выглядит кардинал Жозеф Тремблей (Джон Литгоу), высокий и в меховом кейпе (Тремблей — казначей Ватикана). Но еще более впечатляет громогласный Гоффредо Тедеско из Венеции (Серджио Кастеллитто), очень влиятельный кардинал, который входит в пышном красном плаще.

Это дождливый зимний день, и эти детали верхней одежды выделяют главных героев, живущих в Риме, на фоне приезжих. «У нас не так много возможностей для того, чтобы выделить этих мужчин, но они есть, потому что в Риме зима, влажно и холодно. Погода ужасная, пробирает до костей», — говорит художник по костюмам, номинированная на премию «Оскар», Лизи Кристл.
Модные обитатели Ватикана на фоне архаичной обстановки
Несмотря на архаичную обстановку, основная группа кардиналов умудряется выглядеть в тренде, как будто Беллини только что сошел с подиума показа Yamamoto в Париже, а Лоуренс заказывает одежду на Сэвил-Роу. В их нарядах чувствуется благородная элегантность: они дают представление об их индивидуальных вкусах. Действительно, в Сикстинской капелле, где ряд за рядом сидят кардиналы в одинаковых алых сутанах, задача, как объясняет Кристл, состояла в том, чтобы подчеркнуть индивидуальность, скрывающуюся за униформой.

Изучала каждую деталь церковной одежды
Униформа — это то, что увлекает Лизи Кристл, которая также создавала костюмы для фильма Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» 2022 года. Изучая основы церковной моды для «Конклава» — каждую пуговицу, каждый аксессуар, то, как церковь влияет на облачение, — Кристл исписала 300 страниц.

Изучив все тонкости, она встретилась с консультантом по религии Франческо Бономо, который помог ей понять, что «есть правила, но есть и пространство для маневра». Чтобы сделать это хорошо, сказать что-то новое, обширные знания в области костюма дали Кристл творческую свободу и уверенность, чтобы правильно интерпретировать свое видение церковной одежды.
530 ювелирных изделий на заказ
Распятия, например, у кардиналов отличаются: от золотых до серебряных, от богато украшенных до минималистичных, в зависимости от того, консерватор он или либерал. «Это было моим ориентиром», — говорит она о своих костюмах, выражающих политические взгляды. Пятьсот тридцать ювелирных изделий, включая распятия и кольца, были заказаны у флорентийских ювелиров Penko.

Очки выступают признаком современности: вы могли бы представить Тедеско в его толстых очках и уложенных седых кудрях арт-дилером из другой жизни. «Ватикан находится в шикарном районе Рима Прати, — отмечает Кристл. — И я подумала, эти мужчины живут в Италии, куда они ходят за очками? Они ходят в оптику за углом. Поэтому мы выбрали итальянскую марку, Bobsdrunk».
У каждого кардинала индивидуальный стиль

Элемент «индивидуального стиля» дает представление о моральном облике кардинала. Кристл пыталась представить, где эти люди покупают такие вещи, как белые воротнички и стильные носки. Они должны быть примером для подражания, стремление к выгоде должно быть незаметным, но они не скрывают своих амбиций.

«Мне кажется очень интересным, что в наши дни, когда мы говорим о быстрой моде, есть большая группа людей, которые достаточно смелы, чтобы выбрать определенный образ жизни, и они выбирают один стиль одежды», — отмечает Кристл.
В фильме с каждым бесплодным раундом голосования на конклаве кардиналы размышляют о будущем церкви на фоне гражданских волнений. Работа Кристл — это не просто воссоздание того, что на самом деле носят кардиналы. Она использует эту возможность, чтобы продемонстрировать кинематографичные образы, подходящие обстоятельствам.

«Красота — это часть веры»
Кристл, выросшая на католическом юге Германии, с самого начала своей карьеры поняла, что «красота — это часть веры». Но, осваиваясь в католическом мире, Кристл столкнулась с еще одним препятствием: «В 1962 году, во время Второго Ватиканского собора, епископы со всего мира встретились и решили изменить облачение. И я бы сказала, что не в лучшую сторону, потому что раньше облачение было намного красивее».

Например, накидки-пончо, которые надевали во время церемоний, были украшены богатыми парчовыми тканями и вышивкой золотыми и серебряными нитями. Лизи Кристл и и режиссер Эдвард Бергер в какой-то момент «немного застряли в попытках разрешить себе изменить католическое облачение».
Источником вдохновения стала коллекция Balenciaga Демны Гвасалии
Но однажды Кристл попала на показ Balenciaga Демны Гвасалии. Это был показ мужской одежды сезона весна-лето 2020, коллекции, которую Гвасалия в то время назвал «модной униформой». Широкие плечи, которые подчеркивали квадратный крой, были попыткой сделать удобные объемы более демократичными. «Я увидела это и подумала: "Ого, может, мне стоит отправить это Эдварду". Потом я подумала: "Нет, он может подумать, что я совсем сошла с ума", - рассказала стилистка.


Через неделю режиссер сам отправил ей фото этой коллекции в качестве референсов. «Я позвонила ему и сказала: "Это потрясающе. Неделю назад я увидела это и хотела отправить тебе, но подумала, что, может, не стоит". И теперь ты отправляешь это мне», — вспоминает Кристл. В итоге дизайн Гвасалии помог Кристал обратить внимание на другие образы католической моды.
«Несколько лет назад в Нью-Йорке прошла фантастическая выставка под названием "Небесные тела: мода и католическое воображение" в Музее искусств Метрополитен. Благодаря всем этим знаниям, всем этим книгам о церковных облачениях, все стало намного понятнее. Меня вдохновили очень известные модельеры из Франции и Италии — обе страны очень католические. И в этом есть что-то общее: когда вы видите старые модели Dolce & Gabbana или Кристобаля Баленсиаги... Я, конечно, вижу влияние, вижу стиль, вижу, как на высокую моду повлияла церковная одежда», — отметила Кристл.

А также минимализм в стиле Prada и Jil Sander
Работа Лизи Кристл в «Конклаве» — это первый случай в кино, когда идеи высокой моды о католицизме вернулись в Ватикан. Кристобаль Баленсиага, сам набожный католик, когда-то подумывал о том, чтобы стать священником. В старой книге о дизайнере, которая была у Кристл с конца 1980-х годов, она нашла эскизы монашеской рясы, в которую в итоге облачила сестер во главе с властной Агнес (Изабелла Росселлини).

Prada и Jil Sander (вспомните их минималистичную славу 1990-х годов) также вдохновили Кристл отказаться от своеобразного кружева на белой тунике в пользу чистых прямых линий.
Рубиново-красные сутаны в контрасте с бирюзовыми креслами, или один из самых красивых фильмов
Часть миссии Лизи Кристл заключалась в том, чтобы результат ее работы был незаметным и сдержанным — для того, чтобы проявить уважение к церкви и верующим. При этом самым очевидным результатом ее работы стал выбор яркого красного цвета для фильма. Она ссылается на телевизионную трансляцию конклава 2013 года, когда кардиналы шествовали в Сикстинскую капеллу.

«Слишком оранжевый, — говорит она. — Когда я впервые поехал в Рим с Эдвардом, я показал ему оригинал образцов и сказал: "Просто смотри на этот цвет 10 минут и поймешь, что он делает с твоими глазами". Больно смотреть». Это также означало, что мы не работали напрямую с Gammarelli, официальным портным Папы Римского с 1798 года».
Решение изменить цвет в конечном счете было эмоциональным для Кристл: «Он должен обнимать вас». В результате совместной работы с дизайнером текстиля Мари Хейцингер получился красный цвет с голубоватым оттенком, более теплый, который на фоне мрамора производит строгий эффект. С практической точки зрения он легче воспринимается в течение двухчасового просмотра фильма.
В ходе жарких дебатов между фракциями кардиналов после взрыва, произошедшего во время конклава, их рубиново-красные сутаны в контрасте с бирюзовыми креслами в зале показывают, насколько мастерски работа Кристл повлияла на другие производственные отделы. Цвет объединил в себе все, чего она хотела добиться, изменив форму одежды, а ее вкус превратил церковный триллер в один из самых стильных и визуально впечатляющих фильмов года.