Чтобы узнать, какие тренды ждут нас в более-менее отдаленном будущем, необязательно гадать или фантазировать: достаточно представить, какие вещи под страхом смерти не наденут модные инфлюэнсеры сегодня. Именно так в прошлом году на подиумах (и, к сожалению, на улицах) снова появились мужчины в джинсах скинни, которые еще недавно считались эталоном дурного вкуса. Но сейчас происходит перемена помасштабнее: в противовес герою в костюме с иголочки и «успешному успеху» в моде появился новый персонаж — гик, ботаник, андердог, неприметный скромник, которому раньше полагалось либо изменить свою судьбу и превратиться в героя, либо навсегда остаться на вторых ролях. Вот только ни того, ни другого больше не требуется: судя по показам последних сезонов, главный персонаж современного модного нарратива — Кларк Кент и Питер Паркер, а не Супермен или Человек-паук. Атрибутами модного парня неожиданно стали неряшливые костюмы в приглушенных тонах, дедушкины трикотажные жилеты, кардиган отличника, застегнутый на все пуговицы, неумело завязанный галстук, торчащие края рубашки и другие детали, словно говорящие: этому человеку не слишком комфортно в собственной одежде и, вероятно, в окружающем мире.
Хорошо быть тихоней: как стиль гиков и ботаников определяет современную моду



Причин для такого поворота может быть несколько. С одной стороны, чем активнее мы доверяем свою жизнь нейросетям и приложеням, тем важнее становятся фигуры их создателей, тихих гениев, которым намного важнее быть дельным человеком, чем думать о красе ногтей. С другой — моде свойственно переходить из крайности в крайность, и после многих лет демонстративного потребления и показной роскоши маятник качнулся в сторону аутфитов, которые не кричат о себе. Стиль вчерашнего ботаника и неудачника проник на подиумы, в рилсы и реальную жизнь: сегодня в том, чтобы прийти на кинопремьеру в уютном кардигане и олдскульных шерстяных брюках, нет ничего удивительного. А раньше фигура ботаника в кино и других областях культуры выполняла, кажется, единственную задачу — резко контрастировать с недостижимым эталоном, а именно образом супергероя.


Что такое костюм супергероя? Разноцветное трико Супермена или Человека-паука— по сути, маскарад, который помогает сконструировать новую идентичность. Театральность вычурной одежды, которую невозможно представить в повседневной жизни, говорит о том, что этот персонаж — не такой, как все. Внешний вид супергеройских костюмов практически не изменился со времен первых комиксов, они не имеют отношения к моде, которая отражает постоянные перемены во вкусах несовершенных живых людей. В лучших традициях карнавальных костюмов трико супергероя — полная противоположность его человеческой сути, отказ от заурядности, и в таком случае растущую популярность стиля незаметного тихони можно воспринимать как возвращение к обыденности и «зоне комфорта», которая в наше турбулентное время кажется как никогда привлекательной. Кстати, образ невзрачного ботаника тоже можно трактовать как маскировку — хотя бы потому, что, в отличие от трико, подчеркивающего развитую мускулатуру, его одежда мешковата и слегка неряшлива, она не акцентирует, а, наоборот, скрывает любые брутальные черты — вполне в духе современного переосмысления мужественности. Том Холланд в образе добродушного интеллектуала Питера Паркера носит плохо сидящие джинсы, клетчатые рубашки и куртки тусклых невыразительных цветов. Кларк Кент ко всему прочему еще и прячет взгляд за очками в тяжелой оправе — кстати, именно такая деталь сегодня выделяет героев видео с пометками #hotnerd. И это не единственный случай, когда невзрачный образ превращался в культовый.


Возьмем, например, фильм «Социальная сеть», который вышел 15 лет назад. Готовясь к съемкам, режиссер Дэвид Финчер заверил художницу по костюмам Жаклин Уэст, что ее задача максимально проста: «Одни худи и шлепанцы». Кстати, персонаж Джесси Айзенберга, даром что не вылезает из толстовок, не отрицает существование моды — рассуждая о будущем своей компании, он говорит: «Фейсбук (социальная сеть является программным продуктом Meta — организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) никогда не будет завершен. В этом весь смысл. Это как мода, которая никогда не кончается». Вроде бы Цукербергу в фильме (как до недавнего времени и в жизни) нет дела, во что он одет: на контрасте со своим другом и деловым партнером в исполнении Эндрю Гарфилда, который приходит на встречи в шикарных костюмах с шелковыми галстуками, Марк не только манкирует дресс-кодом, но еще и демонстративно носит шлепанцы. Когда вышел фильм, это было просто смешно, но в наше время вьетнамки, биркенштоки и другая обувь для бассейна встречаются где угодно, вплоть до голливудских кинопремьер, может стоить сотни долларов и выходит в коллекциях самых хайповых брендов. А что касается «безликого» гардероба в стиле нормкор, то его придумал не Стив Джобс, Билл Гейтс или тот же Цукерберг, а еще Альберт Эйнштейн: как мы видим, идея не тратить энергию на подбор одежды, чтобы сосредоточить ее на более важных задачах, вполне себе рабочая.


Совсем иначе ботаников показывает американский режиссер Уэс Андерсон, в фильмах которого костюмы предвосхитили другой тренд — на униформу. В его картинах с безошибочно узнаваемым визуалом форма — такой же сквозной мотив, как симметричный кадр: персонажи предстают то сотрудниками отеля, то бойскаутами, то, как в фильме «Академия Рашмор» 1998 года, учениками престижной частной школы. Главный герой Макс Фишер — возможно, не лучший студент, но он точно знает, как оставаться иконой стиля даже в протокольной одежде. В то время как его сверстники пытаются снизить градус формальности унифицированного гардероба, протагонист, наоборот, выкручивает его на максимум: Фишер застегнут на все пуговицы, выходит к доске в франтоватых галстуках, украшает лацканы значками и носит очки в массивной оправе. Сегодня такие образы можно увидеть на показах как мейнстримных, так и нишевых брендов, а всевозможные эксперименты с галстуками, значками, брошами и другими аксессуарами — в числе самых актуальных способов проявить индивидуальность.



Отдельное место занимает комичная интерпретация стиля гиков и нердов, обладающих исключительными познаниями в своем предмете, но не слишком адаптированных в обществе. Определенный образ таких парней сформировался благодаря «Теории большого взрыва», «Компьютерщикам» и другим сериалам, причем гардероб каждого персонажа был наделен яркими индивидуальными чертами. Шелдон Купер продолжает носить футболки с мультяшными принтами и клетчатые штаны, хотя закончил среднюю школу на годы раньше сверстников, Леонард изо дня в день надевает мешковатые джинсы, худи и клетчатые рубашки — это в лучшем случае, а для особого случая может извлечь из шкафа вельветовый брючный костюм времен своего дедушки. Раджеш показывает целую серию примеров, как не надо сочетать пуловер с рубашкой, а Говарду забыли рассказать, что шестидесятые закончились — и тем не менее именно его стиль мелькал на показах концептуального бренда Botter в позапрошлом году. Персонажи сериала «Компьютерщики» занимаются техподдержкой в запущенном подвале большой британской корпорации, разговаривают на понятном только им самим языке и, кажется, одеваются в темноте — иначе не объяснить сочетания пейсли с клеткой и другие несуразные луки.
Теперь место гика — не в подвале, а на подиуме, и дизайнеры вовсю играют с новым образом. Так как корни этого стиля уходят в 50-е и 60-е, в современных коллекциях много черт того времени: свободные брюки со стрелками и защипами, дедушкины кардиганы «домашней» вязки (стилисты показа Kolor даже рекомендуют носить два сразу), двубортные шерстяные пиджаки, лоферы с кисточками, широкие галстуки с замысловатыми узорами. Актуально смотрится как нарочитая небрежность (которая, впрочем, просчитана до мелочей), так и методичная аккуратность. Кстати, некоторые дизайнеры, например, Salvatore Ferragamo, предлагают не зацикливаться на хрестоматийном образе, а сочетать олдскульный жилет в ромбик с кожаными брюками. Вариантов много, а гайдлайнов, по большому счету, нет: стиль ботаников и технологических гениев дает возможность отказаться от трендов и одеваться по собственным правилам.