Привет! Итак, меня зовут Джеймс Рейнолдс и я обычный английский парень с типичной для нас страстью к футболу, да и вообще к спорту в целом. Кроме скачек. Все что угодно, кроме этого.
Его куртки носят Роналдиньо, Кака и Сиссе: как английский дизайнер превратил футбольные джерси в модный стритвир

Джеймс, знакомься – это твоя новая аудитория! Расскажи коротко о себе.
Ну, как будто скачки весьма типичная для англичан забава...
Не поспоришь, но я стараюсь держаться подальше от некоторых стереотипов (смеется).


Ладно, мы отвлеклись. Что еще можешь рассказать про себя, помимо любви к спорту?
К превеликому разочарованию моих родителей я поступил в школу искусств. Они, разумеется, хотели, чтобы я стал адвокатом, ну, или, на худой конец, ветеринаром. Кем-то более полезным для общества, но я занялся графическим дизайном. Постепенно меня начал поглощать мир рекламы, и после выпуска я стал работать на различные агентства. Сперва, в основном, меня подключали к связанным со спортом проектам, но потом добавились рекламы таблеток для посудомоечных машин и тому подобная крайне вдохновляющая ерунда. В общем, чтобы совсем не раствориться в этом потоке и не потерять себя, я стал свободное время посвящать околофутбольному творчеству и собственным проектам. Я своего рода гик во всем, что связано с бутсами и футбольными формами, и первой моей отдушиной стали кломпы (традиционные голландские деревянные башмаки – прим. редакции)! Я полгода жил в Амстердаме, работал там. И вот я взял кломпы и стал раскрашивать их под культовые модели футбольных бутс: рональдовские Nike Mercurial, Adidas Predators и тому подобные. Вы должны знать! В общем, это оказалась одна из тех самых идей, которые большинству покажутся нереально тупыми, но где-то в темных уголках Reddit они обязательно найдут своих сторонников. Я продолжил создавать футбольные кломпы. По факту, они стали отправной точкой всех моих дальнейших проектов.
Ты помнишь свои первые воспоминания о футболе? С чего началась твоя страсть? Понятное дело, что ты из Англии, а значит...
Не скажу, чтобы наши парни (речь идет о национальной команде страны – прим. редакции) были мастерами по созданию счастливых воспоминаний (смеется). Мы прямо-таки обожаем серии пенальти... Думаю, для меня все началось в 1994-м... А, нет, постойте, мы тогда на ЧМ не отобрались. Вспомнил, 1996-й! Мы хорошо играли на Евро, он как раз в Англии и проходил. Обыграли Голландию 4-1, например. В Англии как все устроено: если дела у сборной идут хорошо, значит и у всей страны хорошее настроение. Работает так же, как с хорошей погодой, и с той же периодичностью: раз в несколько лет. И вот тогда, в 1996-м году, был как раз такой момент, помню, как впервые начал испытывать чувство эйфории в связи с футболом. Ну, а потом – серия пенальти (смеется).

Хорошо, а если говорить не про всю страну в целом: ты из Лондона, у вас футбольных клубов там больше, чем друзей у Оушена. Ты за кого?
Я фанат «Челси». У нас, безусловно, были свои солнечные деньки. Теперь же тянется пасмурность перестройки. Но, полагаю, мы решили играть вдолгую и планировать «отпуск» сильно заранее. Клуб подписывает игроков на восьмилетние контракты и все такое. Посмотрим, что из этого выйдет. Пока время «Арсенала» и «Ман Сити». Говоря по правде, на текущий момент своей жизни я не то чтобы очень уж часто смотрю игры. Мое внимание сфокусировано на околофутбольной культуре, на всем, что происходит вне поля. Новые формы, бутсы, всевозможные коллаборации и проекты между клубами и представителями других индустрий и миров. Все это мне очень интересно. Я все еще обожаю игру, но футбола попросту стало слишком много. Не так и просто в таком ритме постоянно выдергивать из жизни два часа на очередной матч. Вот, например, мы сидим сейчас разговариваем, а через час уже Лига чемпионов начинается... Опять!
Какие у тебя любимые фильмы на футбольную тему? «Хулиганы зеленой улицы» не считаются.
Точно не считаются, это я вам как уроженец Лондона могу сказать. Актеры безусловно старались, но... Знаете, это как рекламные ролики. Отвечая на ваш вопрос, я как раз больше люблю смотреть околофутбольную рекламу, чем фильмы. Но и в рекламе всегда видно, кто ее создавал: люди в теме или не в теме. Для меня, например, «красной тряпкой» всегда является мяч с черно-белыми шестиугольниками. Таким с семидесятых годов уже никто не играет. Это как всплывающая иконка, не знаю. Клип-арт мяча, а не мяч. И вот такие маленькие детали очень важны для меня. Например, когда вышел «Тед Лассо», вся Америка принялась его смотреть. В Англии, однако, он не приобрел такой бешеной популярности. Возможно, дело как раз в таких деталях. Я начал смотреть сериал, чтобы понять, из-за чего весь шум. И мой глаз тут же принялся цепляться за все эти нюансы, на которые 99% публики будет наплевать или они их не заметят. Неправильный шрифт на футболках, или если нападающий выходит на поле в бутсах, в которых в реальном мире вышел бы защитник. Когда ты футбольный гик, ты просто не можешь этого не заметить.


Так и как ты им стал – гиком?
Думаю, все дело в программе «Football Italia», которую показывали по нашему телевидению. Если не ошибаюсь, по воскресеньям с утра. Это была эра до интернета, так что возможность увидеть таких игроков как Баджо, Роналдо или Рекоба была у нас лишь раз в неделю. Мы все вставали рано утром ради этого, чтобы успеть посмотреть. Никаких повторов не было. Либо успел в эфирное время, либо гуляй. Это, безусловно, придавало некоторой мифологичности игрокам, придавало им легендарности. А потом был Роналдо с его серебряно-голубыми «Меркуриалами» (модель футбольных бутс от Nike – прим. редакции), в которых он приехал на ЧМ-98... Я ничего подобного тогда не видел, и во мне проснулась страсть не только к самой игре, но и к стилю вокруг нее. Все эти формы – вспомните, например, Хорватию. Или Бразилию. Эти футболки носили великие игроки, Зидан бежал по полю в «Хищниках» на ногах (модель футбольных бутс Predator от Adidas – прим. редакции)... Я нырнул в этот мир с головой, 1998-й оставил мне большее количество теплых воспоминаний. Как, впрочем, и не самых приятных тоже. Бекхэма удаляют с поля и...
В 2023-м ты запустил свою креативную студию Unlicensed FC. Расскажи историю этого проекта: как ты пришел к идее его создания, сколько человек входит в команду сейчас?
Просто если добавить к названию слово «студия», сразу звучит гораздо круче и весомее (смеется). А так нет никакой студии, модного офиса и всего такого. Есть только я, немного краски и кухонный стол. Изначально я все это затеял как своего рода канал, наверное. Место, которое я могу заполнить своими работами. Я убежден, что идея имеет смысл лишь при ее физическом воплощении. Иначе... Иначе это просто идея. Затерянный файл где-то в недрах вашего компьютера. Можно иметь огромное количество идей, но пока ты не начнешь их реализовывать... Собственно, я и начал. Чтобы не терять страсть, оставаться активным, что-то создавать. А может и просто от скуки поначалу. Мне надо было уже оторвать свой взгляд от экрана и сделать что-то руками. Использовать краски, а не Photoshop. Так и получилось с куртками. Я достаточно много ходил по блошиным рынкам и вот как-то увидел издалека джерси, подумал, что это футболка Баджо 94-го года. Но когда подошел ближе, обнаружил лишь джинсовую куртку. Просто такого же синего цвета. Тогда и зародилась мысль. Повертев ее недолго в голове, я решил: «А перенесу-ка я в реальности дизайн джерси на куртку. Просто посмотрю, как оно будет смотреться. Если отстойно, я ведь могу просто продать куртку. А если круто... Тогда я тоже смогу продать эту куртку (смеется)».

У меня есть такое правило – и не так уж и важно, что именно я придумал – если я по итогу понимаю, что не стал бы сам такое носить, или этому не нашлось бы места в моем шкафу, на стене в квартире или на кофейном столике – я просто не буду это дальше делать, не стану воплощать. Так что по большому счету, все это в первую очередь для самого себя. Простор для энергии. А дальше я стал делиться работами с миром. Ведь нет ничего хуже, чем сперва придумать идею, отложить ее «на потом», чтобы в итоге посмотреть, как кто-то другой ее реализовал. Исключение: если понимаешь, что этот кто-то сделал лучше, чем мог бы ты. И придумал лучше. Тогда я такой: «Ну... И ладно!».
Какую куртку-джерси ты сделал первой?
Для начала я стал гуглить, провел ресерч по запросам деним, футбольные джерси, куртки и так далее. Чтобы убедиться, что идея еще никем не реализована. И я уже находился в Штатах, почти 30 лет спустя после ЧМ-94... В общем, я стал изучать формы с того Мундиаля. Сборная Аргентины-1994. Диего Марадона. Моя первая куртка.


Хорошее начало! Правда, тот ЧМ был для него, мягко говоря, неудачным (Марадона сыграл всего в двух играх, а после был дисквалифицирован за провал допинг-теста – прим. редакции). Впрочем, для англичанина выбор героя несколько странный...
С Марадоной у нас в стране действительно от любви до ненависти даже меньше шага (смеется). Но – в первую очередь, мы любим футбол! Диего был великим игроком. А его «рука Бога» лишь добавила ему легендарности.
Вернемся к идеям: ты знаешь Гильермо Андраде, основателя бренда 424?
Да, мы даже виделись пару раз. Отличный парень!

В самом начале года 424 представили белую рубашку, на которую перенесли дизайн джерси мадридского «Реала» сезона 2003-04, Дэвид Бекхэм, номер 23. А чуть позднее они и вовсе выкатили такую кожаную куртку... Уверены, Андраде в курсе про твои джинсовки, и точно бывал в магазине, где они висят (Football Boutique в Лос-Анджелесе – прим. редакции). Думаешь, это был оммаж в твою сторону?
Да просто мужик обожает футбол (смеется). Он за «канониров», насколько я знаю. Но помню, что увидел его куртку с Бекхэмом на спине как раз в тот момент, как сам уже сделал «джерси» Бекса. А я тогда еще толком не обзавелся привычкой сразу все фотографировать и выставлять в интернет. В какой-то мере это меня даже подстегнуло делать все правильно, не забывать о таких вещах. Иначе выглядит, будто я полностью спер у него идею. Свою же версию с Бексом Гильермо показал миру раньше, так что я теперь могу просто заткнуться. А если серьезно, то не думаю, что он как-то копировал меня или цитировал.
Зато ты имеешь полное право при следующей вашей встрече сфоткаться с ним и подписать: всегда приятно встретить своих фанатов...
Ха-ха, вообще у него получилась очень крутая куртка! Ну, а для меня урок: работай быстрее, иначе выглядишь воришкой, даже если это не так. Никому не будет дела, когда именно я что-то сделал, их будет волновать, про кого они первым узнали.


Ладно, согласимся с тем, что у Андраде отличная вышла куртка, но, без всякой лести, скажем, что твои нам нравятся больше. Все благодаря деталям – такая точность очень впечатляет. Сколько времени тебе нужно на одну куртку?
Как правило, я делаю две-три параллельно. Пока одна сохнет, работаю над другой. Но все зависит от количества деталей на самой джерси, дизайн которой я переношу. Полосы, бывает, доставляют немало хлопот. И поскольку я изначально графический дизайнер, я очень педантичен в этом отношении. Все должно быть идеально — правильный цвет шрифта, его расположение, расстояния между графическими объектам и тому подобные мелочи, которые могут быть незаметны для многих, а для меня принципиально важны. Я не хочу привносить в этот мир нечто среднее. Безусловно, сами куртки отличаются в пропорциях от джерси. Так что свои художественные вызовы, как и компромиссы, я регулярно нахожу. Но я всегда преследую цель максимально приблизить свое творение к оригиналу.


И порой твои джинсовки надевают на себя именно что оригинальные тела: мы уже видели в твоих куртках Роналдиньо, Алекси Лаласа, Кака и, безусловно самого преданного твоего фаната – Джибриля Сиссе. Как ты выходишь на суперзвезд футбола?
Обычно сам пишу им в директ, либо помогают друзья и друзья друзей, иногда мои рекламные контакты. Джибриль поставил лайк под одним из моих постов. Я в ответ спросил, не хочет ли он такую для себя? Он с радостью согласился, и я тогда сделал и отправил ему даже две куртки: форму «Осера» и «футболку» сборной Франции с его фамилией (Сиссе забил 9 мячей за национальную команду страны – прим. редакции). И тут, представляете, идет Евро (в 2024-м году турнир проходил в Германии – прим. редакции), я включаю телек, а там Сиссе показывают в эфире. Он в студии в моей куртке! Это было нереальное ощущение. С Кака была похожая история – сделал куртку его игровой формы, написал в директ и предложил отправить. Дальше со мной связались, все быстро организовали и передали ему. Ну, как передали... Он ее надел, и мне кажется ему она очень понравилось. И куртка очень ему шла. Но потом... Ладно, не буду молчать, и вы тоже расскажите всем! Его жена ее украла! Она украла куртку, которую я сделал специально для Кака, и сама в ней ходит! (Каролина Лейте забрала куртку, обрезала ее (тут сами за сердце схватились), и теперь выкладывает луки в куртке в свои соцсети – прим. редакции). Не могу я этого понять. Ну раз ты хочешь такую куртку, да нет проблем, просто попроси! Я сделаю ее для тебя. Но так-то зачем...
Кстати, с Алекси мне помогла теория рукопожатий. У меня есть приятель, а у него среди знакомых оказался тот самый сын маминой подруги, который тусуется со знаменитостями. Он и передал мое творение Лаласу. Вот мы обсуждали с вами внимание к деталям и максимальную приближенность к оригиналу – именно это Алекси заценил больше всего. Сказал мне потом, что ровно так на футболках и было. Я тогда тоже обрадовался, еще раз понял, что не единственный футбольный гик в этом мире (смеется).


Назови лучшую для тебя джерси всех времен?
Не назову (смеется). Некоторые дизайны имеют культовый статус для меня. Например, «Фиорентина» с лого Nintendo на груди. Комплекты PSG времен Роналдиньо... «Интер» сезона 1997-98, черно-серая. Слишком сложно, ребят, их очень много (смеется).
Название твоей студии говорит само за себя, но все же нам очень интересно: а что с юридической точкой зрения? Сталкивался ли ты с какими-либо претензиями о нарушении авторских прав от клубов или брендов?
Думаю, если бы я превратил этот проект в массовое заводское производство, то, да, были бы проблемы. Я же все делаю вручную. Не продаюсь на маркетплейсах. Короче говоря, никому до меня дела нет (смеется). Я и не смотрю на этот проект как на источник прибыли, каждая куртка отнимает слишком много времени на производство. Нормальный бизнес из этого не сделаешь. Так что, повторюсь, я это все делаю больше для себя, для удовольствия. Каждая моя куртка существует в единственном экземпляре.


При этом тебя тегают суперзвезды футбола в своих соцсетях. Как будто это способно привлечь внимание... Плюс куртки все же именно что продаются в Football Boutique.
Ну, пока никаких претензий ни от кого не поступало. Опять же, это крафт история. Которая, в первую очередь, приносит мне огромную радость. Я кайфую от процесса. Когда же я вижу, что потом их носят мои кумиры и, главное, они тоже кайфуют... Вот для чего всего это. Это гораздо больше, чем просто заработать денег. Одни куртки я делаю специально для футболистов, другие в качестве страстного хобби. Парням из «Бутика» тоже понравились мои куртки, и вот – они у них в магазине. Кстати, расскажу вам крутую историю – «Аргентину 1994-го» и «Боку Хуниорс» приобрел Дэниэл Калуя (британский актер, наиболее известный ролью в фильме «Прочь» – прим. редакции). Продавцы мне сказали, что он был впечатлен. Весьма приятно это знать.
И все же – позитивный фидбек пришел от британца. Расскажи подробнее про футбольное комьюнити в Штатах? Ты уже сказал, что не можешь рассматривать свое занятие как бизнес в связи со временными затратами на каждый отдельный экземпляр. Но мы также видим еще одну проблему: ты продаешь куртки, маскирующиеся под футбольные джерси, людям, которые называют футбол словом «соккер»...
Здесь, кстати, интерес к футболу растет в геометрической прогрессии. На улицах полно людей в джерси команд АПЛ, например. На играх MLS (главная лига футбола в США – прим. редакции) великолепная заполняемость. Опять же, в том же Лос-Анджелесе, например, огромная латиноамериканская диаспора, эти люди привыкли бить по мячу ногами. Конечно, я все еще нередко встречаю людей, которые не сразу понимают о чем речь, если я скажу слово «футбол», но специально для них я сделал еще один проект – перекрасил их «дыни» в цвета культовых футбольных мячей из АПЛ (смеется). Но, должен сказать, в сторону американского футбола я сейчас тоже смотрю с увлечением. Джерси «Лас-Вегас Рэйдерс» выглядят роскошно! А этот прекрасный синий цвет у «Баффало»... Идеально для курток.