Фильм Эдварда Бергера основан на одноименном бестселлере английского писателя Роберта Харриса, чьи произведения часто экранизирует Голливуд. По сюжету после смерти Папы Римского Ватикан готовится к выбору нового руководителя. Собрать высшее духовенство католической церкви и организовать голосование доверили соратнику ушедшего Папы, декану Томасу Лоуренсу в исполнении Рэйфа Файнса.
Выборы Папы Римского и интриги в Ватикане: почему стоит посмотреть «Конклав» с Рэйфом Файнсом прямо сейчас

Причина №1. Сюжет фильма стал реальностью

Само слово «конклав» в буквальном переводе означает «взаперти». Чтобы выбрать нового главу католической церкви, вся коллегия кардиналов запирается в Сикстинской капелле и два раза в день тайно голосует за кого-то из кандидатов. Новый понтифик считается избранным, когда достигнуто необходимое большинство голосов — не менее двух третей. Только тогда кардиналам позволено выйти из дворца.
В ближайшие недели в Ватикане все так примерно и будет: опечатанные покои, траурная церемония, а затем — конклав, от которого будет зависеть судьба католической церкви, но только уже не в кино, а в жизни. Через 15–20 дней после кончины Папы Римского Франциска, кардиналы съедутся в Ватикан со всех концов света. Избирательное право есть только у тех, кому еще нет 80 лет, но стать Папой может и столетний. Возрастных ограничений для претендентов нет — кроме, пожалуй, воли самого Святого Духа.

Конклав начнется с утренней мессы в соборе Святого Петра. После этого кардиналы перейдут в Сикстинскую капеллу, где помолятся, исполнят гимн «Veni Creator Spiritus» и торжественно поклянутся не разглашать о происходящем за закрытыми дверями. Затем прозвучит «extra omnes» («все вон»), и капеллу покинут журналисты и сотрудники пресс-центра Святого Престола. С этого момента 120 кардиналов останутся взаперти до тех пор, пока не будет избран новый понтифик.

Секретность конклава возведена в абсолют. Кардиналы будут отрезаны от внешнего мира: никакой почты, звонков и уж тем более интернета. По указу Иоанна Павла II с 1996 года капеллу проверяют на наличие жучков и скрытых камер, чтобы никто не нарушил святость процесса. После голосования из трубы над капеллой поднимется дым. Черный — если выборы не удались, белый — если церковь обрела нового главу.
Последний конклав, по историческим меркам, был сравнительно недавно — в марте 2013 года. Впервые за шесть столетий выборы нового Папы проходили не из-за смерти предыдущего, а после его добровольного отречения. Бенедикт XVI, скончавшийся в конце 2022 года, на момент своего решения был вполне дееспособен, но все же пошел на этот шаг, причины которого так и остались окутаны тайной.
Причина №2. «Конклав» завораживает своей формой

Это умелый сплав триллера, драмы и острой сатиры. Эдвард Бергер превратил древний ритуал в захватывающее кино о власти, морали и человеческих слабостях. За толстыми стенами Сикстинской капеллы кардиналы, словно игроки за шахматной доской, решают судьбу католической церкви и плетут интриги, достойные лучших шпионских триллеров.

Герой Рэйфа Файнса оказывается в центре этих политических игр. Его задача — организовать выборы нового понтифика, но вместо этого он превращается в своего рода детектива. Сначала кардинал Лоуренс должен разобраться, что именно делал экс-Папа в день кончины, а затем вывести на чистую воду своих коллег. В результате маски святости слетают одна за другой. В мире, где, казалось, должно править благочестие, «процветают» темные стороны человеческой природы: коррупция, эгоизм, харассмент и даже расизм.
Эдвард Бергер филигранно вплел религиозную символику в политический контекст. «Конклав» показывает противостояние либеральных и консервативных крыльев церкви, где за фасадом святости скрывается непреодолимая жажда власти. Это не просто рассказ о закулисной жизни Ватикана, но и глубокое исследование человеческой натуры.
Причина №3. Потрясающий перфоманс Рэйфа Файнса
Несмотря на впечатляющий послужной список, Рэйф Файнс оказывался среди номинантов на «Оскар» всего дважды, последний раз — почти тридцать лет назад за «Английского пациента». Но роль кардинала Томаса Лоуренса стала одной из самых ярких в его карьере и заслуженно принесла актеру номинацию за лучшую мужскую роль второго плана.

У Файнса кардинал — фигура, полная противоречий. Он вынужден принять участие в выборе нового Папы, несмотря на то, что это последнее, чего ему хотелось бы. Его вера в Бога незыблема, но доверие к церкви как к институту подорвано. Лоуренс жаждет покоя, но вместо этого оказывается втянут в интриги коллег.
На людях герой — образец сдержанности и интеллигентности, но наедине с собой он раскрывается как человек, внутри которого разгорается внутренний конфликт. Этот многослойный образ Файнс воплотил с филигранной точностью, и от его перфоманса невозможно оторвать глаз.
Причина №4. Это невероятно красивое кино

Если абстрагироваться от церковных интриг, «Конклав» — просто очень красивое кино. Эдвард Бергер снял фильм, где визуальная эстетика доведена до совершенства. Мастерски выстроенная композиция, цветовая гамма и свет — все работает на историю.
Ватикан в «Конклаве» — это не просто место действия, а самостоятельный герой. Мраморные коридоры, роскошные залы и холодная музейная атмосфера оживают на экране, передавая величие католической церкви. И конечно, костюмы. Яркие красные рясы кардиналов, ослепительно-белые сутаны и аскетичные униформы монахинь — все подчеркивает значимость церковных традиций и ритуалов.