Устанете смотреть: самые длинные фильмы в современной истории кинематографа

Недавно стало известно, что третья часть «Аватара» будет идти 3 часа 15 минут — это рекорд для всей франшизы. Но в мире современного кино есть фильмы и подлиннее. За просмотром некоторых картин можно провести и месяц в кинотеатре. Мы выбрали несколько случаев, когда режиссеры выходили за рамки стандартного хронометража и выяснили, всегда ли это было оправданно.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Устанете смотреть: самые длинные фильмы в современной истории кинематографа
Warner Bros.
Содержание

«Логистика» (2012)

  • Режиссеры: Эрика Магнуссон, Даниэль Андерссон
  • Продолжительность: 857 часов (35 дней и 17 часов)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Логистика» (2012)
Кадр из фильма «Логистика» (2012)
Erika Magnusson, Daniel Andersson

Премьера фильма состоялась более десяти лет назад в Стокгольме. Показ начался 1 декабря 2012 года, а завершился уже в новом году. Картина демонстрировалась непрерывно. Зрители могли приходить и уходить, оставаться на несколько минут или провести в зале сутки, наблюдая за происходящим на экране.

Сюжет у картины максимально прост. Авторы решили проследить путь обычного шагомера, но в обратном порядке — от витрины в Стокгольме до завода в китайском Шэньчжэне, где он был изготовлен. Сначала мы видим товар в магазине, затем отправляемся вместе с ним по цепочке поставок: склады, порты, контейнеровозы, трассы и, наконец, фабрика, где все начинается. Основная часть фильма — медитативная хроника рейса гигантского морского судна, идущего через Европу в Азию, снятая на видеорегистратор.

Оправдан ли хронометраж?

Определенно нет, если воспринимать «Логистику» как обычное кино. Но как художественный перформанс — безусловно. Именно 35 дней экранного времени превращают картину в полноценное высказывание.

«Современность навсегда» (2011)

  • Режиссеры: Бьернстьерне Ройтер Кристиансен, Расмус Розенгрен Нильсен и Якоб Фенгер
  • Продолжительность: 240 часов (10 дней).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Современность навсегда» (2011)
Кадр из фильма «Современность навсегда» (2011)
Superflex

Еще один амбициозный эксперимент. Фильм датской группы художников Superflex длиной 240 часов предлагает зрителю антиутопическое видение финского города Турку. Главный «герой» картины — штаб-квартира финско-шведской лесопромышленной компании в Хельсинки. В течение десяти дней камера фиксирует постепенное разрушение здания, показывая, как творение человеческих рук может пережить своих создателей, но, в конце концов, все равно не устоит перед временем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Название фильма отсылает к классике Чарли Чаплина — «Современные времена», где также исследуются последствия индустриализации и ее влияние на человека. В 2011 году картина стала рекордсменом по продолжительности. Позже этот титул перешел к «Логистике».

Оправдан ли хронометраж?

Как и в случае с «Логистикой», этот фильм не предназначен для обычного зрителя. И осилить просмотр всей документальной ленты от начала до конца невозможно.

«Цветок» (2018)

  • Режиссер: Мариано Льинас
  • Продолжительность: 13 часов 28 минут
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Цветок» (2018)
Кадр из фильма «Цветок» (2018)
El Pampero Cine

«Цветок» состоит из шести историй, каждая из которых снята в своем жанре — от шпионского боевика до мюзикла и мистики. Новеллы объединяют четыре актрисы, которые появляются во всех сюжетных линиях.

Проект создавался более десяти лет, а его премьера на фестивале в Локарно произвела настоящий фурор. Кинокритики отмечали, что Льинас сделал не просто фильм, а целую вселенную, в которую зритель погружается на 13 часов. За масштаб и жанровое разнообразие «Цветок» даже называют самым амбициозным фильмом в истории аргентинского кино.

Оправдан ли хронометраж?

Поклонники артхаусного кино, определенно скажут «да». Впрочем, и критики отмечают, что шесть историй «Цветка» органично дополняют друг друга. И 13 часов были необходимы Льинасу, чтобы погрузить зрителя в сложный, многослойный мир своего фильма.

«Пингвины моей мамы» возвращаются: что нас ждет во втором сезоне

Самый трогательный фильм года: почему не стоит пропускать «Новую волну»

«Волшебный участок», «Золотое дно», «Грабитель с крыши»: кинодайджест второй недели ноября от Men Today

«Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)

  • Режиссер: Зак Снайдер
  • Продолжительность: 4 часа 2 минуты
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)
Кадр из фильма «Лига справедливости Зака Снайдера» (2021)
Warner Bros.

В 2017 году после семейной трагедии режиссер Зак Снайдер покинул проект «Лига справедливости». На помощь студии пришел Джосс Уидон, который завершил фильм. Только вот результат вышел, мягко говоря, спорным. Фанаты были недовольны и не теряли надежды увидеть версию Снайдера. Они развернули в интернете флешмоб #ReleasetheSnyderCut. После бесконечной кампании, пересъемок и переговоров Снайдер все же представил свое видение истории знаменитого состава супергероев DC.

Оправдан ли хронометраж?

Да, фильму действительно нужны все четыре часа, что он длится. Хронометраж позволил раскрыть персонажей, которые в версии 2017 года выглядели скорее как функциональные фигуры. Картина наконец-то стала цельной, а не набором экшен-сцен с натянутым сюжетом. 

«Бруталист» (2024)

  • Режиссер: Брэйди Корбе
  • Продолжительность: 3 часа 36 минут
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Бруталист» (2024)
Кадр из фильма «Бруталист» (2024)
A24

На последней церемонии «Оскар» фильм «Бруталист» Брэйди Корбета был одним из фаворитов в главной категории, но уступил «Аноре». Тем не менее, картина получила десять номинаций, а Эдриан Броуди удостоился награды за лучшую мужскую роль. Также статуэтки достались композитору Дэниэлу Блумбергу и оператору Лолу Кроули.

Фильм рассказывает историю гениального архитектора Ласло Тота и его жены. В 1947 году они покидают разрушенную после войны Европу, чтобы начать новую жизнь в Америке и восстановить свое наследие.

Оправдан ли хронометраж?

Да, картина не давит на зрителя тяжестью замысла. Напротив, форма и содержание здесь находятся в гармонии. Это действительно монументальное кино, которое обязательно войдет в историю как один из лучших фильмов 2020-х годов.