50-е годы прошлого века – время поднятия целины в советском кинематографе. С одной стороны – тяжелая послевоенная эпоха, цензура, уход Сталина из жизни, с другой – новые ожидания зрителей от кино и острая потребность общества в новых смыслах. С каждым годом фильмов появляется все больше и больше, темпы производства возрастают, прокат увеличивается семимильными шагами. Советский кинематограф проходит путь от десяти картин в год до 120 и более фильмов к концу десятилетия. Какие картины стали самыми главными рупорами того десятилетия? Разбираемся в нашем материале.
Топ-20 советских фильмов 50-х годов

«Судьба человека», реж. Сергей Бондарчук (1959)
Лидер отечественного проката, полюбившийся миллионам зрителей, а также главный приз ММКФ. Дебютная режиссерская работа Сергея Бондарчука, в которой он исполнил главную роль. Несмотря на серьезные невзгоды и лишения, он не потерял человеческого лица и достоинства. Великий фильм, продолжающий оставаться одним из самых популярных у отечественного зрителя.

«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов (1957)
Фильм ветерана советского кинематографа Михаила Калатозова и единственное кино из советского периода, удостоенное Золотой пальмовой ветви в Каннах. Дуэт Баталова и Самойловой стал высшей точкой мастерства в этой истории о любви и войне – а потому награда Татьяны Самойловой в Каннах неслучайна. Несмотря на почти семидесятилетнюю историю, картина продолжает оставаться актуальной.

«Верные друзья», реж. Михаил Калатозов (1954)
«Верные друзья» – еще одна работа Михаила Калатозова. Трогательный фильм о товариществе, дружбе, взрослении и обещании, продемонстрированных на экране великими отечественными актерами: Александром Борисовым, Борисом Чирковым, Василием Меркурьевым. «Верные друзья» – первые ласточки послевоенной эпохи «малокартинья», предопределившие вектор развития отечественного кинематографа.

«Тихий Дон», реж. Сергей Герасимов (1957)
Вторая постановка романа Михаила Шолохова, и самая на тот момент масштабная – ради съемок построили полноценный казачий хутор. Режиссер и сценарист Сергей Герасимов с 30-х годов мечтал заняться экранизацией «Тихого Дона», и получил возможность реализовать желание после смерти Сталина. Постановку 1957 года вполне можно назвать первым многосерийным фильмом – правда, эпизодов было всего три, но каждый снимался как полноценный фильм. Картину тепло приняли зрители – возможно, и потому, что повествовала она о судьбах простых людей при смене строя великой страны.

«Баллада о Солдате», реж. Георгий Чухрай (1959)
«Баллада» стала второй картиной в небольшой фильмографии Георгия Чухрая. Фильм рассказывает о молодом солдате, получившем несколько дней отпуска за героический поступок. Работа далась Чухраю через большие испытания и через многочисленные трудности – начиная от согласований и разрешений Минкульта, разногласий во время съемок и до непредвиденных обстоятельств на площадке. Картина получила восторженные отклики как зрителей, так и кинодеятелей разных стран. В итоге фильм получил номинации на «Оскар» и Золотую пальмовую ветвь, а также стал лауреатом Британской академии за лучший фильм 1962 года. В СССР военную драму посмотрело более 30 млн человек – внушительный показатель для того времени.

«Дело было в Пенькове», реж. Станислав Ростоцкий (1957)
Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий положил в основу фильма повесть драматурга Сергея Антонова. Будущий двукратный номинант на премию «Оскар» и лауреат ММКФ Ростоцкий сделал ставку на дуэт дебютантки Майи Менглет и Вячеслава Тихонова, который появился в проекте в последний момент. Результат – невероятный зрительский успех.

«Карнавальная ночь», реж. Эльдар Рязанов (1956)
Карнавальная ночь — первый большой фильм Эльдара Рязанова как режиссера, сразу же ставший успешным. Лидер советского проката 1956 года – а комедийный мелодраматичный мюзикл посмотрело более 45 миллионов человек, – шел в нескольких европейских странах, и был назван лучшим по результатам опроса зрителей в журнале «Советский экран». Фильм остается популярным и сегодня – судя по просмотрам в онлайн-кинотеатрах. В картине задействован звездный актерский ансамбль: Игорь Ильинский, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Владимир Зельдин и блистательная Людмила Гурченко, дебютировавшая в этой картине.

«Весна на Заречной улице», реж. Марлен Хуциев и Феликс Миронер (1956)
Мелодрама, как и «Карнавальная ночь», стала одним из лидеров советского проката 1956 года – посмотрели ее 30 млн зрителей! Поставили этот шедевр о любви и чистых чувствах Марлен Хуциев и Феликс Миронер, режиссерский опыт которого насчитывал на тот момент насчитывал уже четыре работы. В картине о вспыхнувших чувствах между молодой учительницей Татьяной и сталеваром Сашей играют Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев и Юрий Белов, который отметился сразу в трех популярных фильмах 1956 года.

«Максим Перепелица», реж. Анатолий Граник (1955)
Популярная комедия о том, как армейская служба меняет человека – причем в лучшую сторону. Так произошло с Максимом, неугомонным фантазером и шутником, из которого армия воспитывает ответственного и серьезного человека. Картина по одноименной повести Ивана Стаднюка стала второй режиссерской работой Анатолия Граника и третьим фильмом с участием Леонида Быкова, который и прославил молодого актера. В главных ролях – популярные актеры Александр Борисов, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер и прочие известные личности советского кино.

«Иван Бровкин на целине», реж. Иван Лукинский (1958)
Продолжение популярной мелодраматической комедии трехлетней давности о похождениях Бровкина, решившего после службы ехать в родной колхоз осваивать целину. На повышенный интерес к картине сыграл успех первой части. Вся съемочная группа и актерский состав как раз и перешли из первого фильма 1955 года. Руководитель съемочного процесса Иван Лукинский сделал ставку на знакомый сработавшийся коллектив, и, как показывает рейтинг, не прогадал.

«Солдат Иван Бровкин», реж. Иван Лукинский (1955)
Фильм о становлении молодого парня Ивана Бровкина, который, не проявив себя в родном колхозе, отправляется в армию для повышения морального духа и закалки характера. Практически одновременно с «Бровкиным» снимали похожий фильм – «Максим Перепелица», сценарист которого Иван Стаднюк обвинил создателей «Бровкина» Ивана Лукинского и Георгия Мдивани в плагиате. Однако популярность «Солдата» была значительно выше, чем у схожей картины с Быковым. В комедийной мелодраме задействован небывалый по масштабу актерский ансамбль, привлекший в кинотеатры более 40 миллионов зрителей: Леонид Харитонов, Татьяна Пельтцер, Евгений Шутов, Михаил Пуговкин.

«Дом, в котором я живу», реж. Лев Кулиджанов (1957)
Третья режиссерская работа Льва Кулиджанова, исполнившего в фильме одну из ролей, о двух семьях Давыдовых и Кашириных, въезжающих в коммунальную квартиру довоенной Москвы. Непростые судьбы обычных людей усугубляет война, и для всех героев картины жизнь уже никогда не будет прежней. В драматической военной мелодраме сыграли замечательные советские актеры: Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, дебютантка Жанна Болотова. Душещипательная история привлекла в кинотеатры около 30 миллионов зрителей.

«Разные судьбы», реж. Леонид Луков (1956)
Мелодрама «Разные судьбы» снята мастером советского кинематографа Леонидом Луковым, заодно и автором сценария. Простая история – о разных судьбах бывших школьных друзей, о безответной любви и поиске себя во взрослой жизни, отсутствие харизматичных звезд – казалось бы, все шло к провалу. Однако 30 миллионов зрителей посчитали иначе, проголосовав рублем за игру Татьяны Пилецкой, Юлиана Панича, Георгия Юматова, Владимира Дорофеева, Ольги Жизневой и Сергея Филиппова.

«Идиот», реж. Иван Пырьев (1958)
Постановка Ивана Пырьева – вторая отечественная экранизация знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского. Пырьев пришел к постановке уже сформировавшимся профессионалом от мира кино, сам адаптировал сценарий первой части романа и снял по нему фильм. Мышкина сыграл Юрий Яковлев, Настасью Филипповну воплотила Юлия Борисова. Актеры уже работали вместе в шекспировской комедии «Много шума из ничего», где Юрий Яковлев как раз и дебютировал.

«Старик Хоттабыч», реж. Геннадий Казанский (1956)
Добрая, милая, замечательная комедийная сказка, которая была популярна у детей и взрослых советского периода. Для середины 50-х фильм был снят очень высокотехнологично. В основу картины легла одноименная повесть Лазаря Лагина, режиссером выступил Геннадий Казанский. Успех фильма повлиял на дальнейшие работы Казанского; он регулярно возвращался к постановкам жанра фантастики, фантазии и сказки: «Человек-амфибия» (1961), «Снежная королева» (1966), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба сыграл знаменитый советский актер Николай Волков (Полосатый рейс (1961), Начальник Чукотки (1966), Двенадцать месяцев (1973)). Остальные роли так же сыграли звезды первой величины: Майя Блинова, Ефим Копелян, Евгений Весник. «Хоттабыч» – прекрасный пример успешных отечественных сказок, с прокатом в Европе, Аргентине и США.

«Девушка без адреса», реж. Эльдар Рязанов (1958)
В корне успеха романтической мелодрамы «Девушка без адреса» – три фактора: режиссер Эльдар Рязанов, невероятный актерский состав и жанровая специфика фильма, совпавшая с праздником 8 марта. Случайное знакомство в поезде Паши и Кати сначала оборачивается заинтересованностью, а затем и взаимной симпатией. Но на вокзале в Москве они теряют друг друга из виду, при этом не утрачивают надежды встретиться вновь. Двух влюбленных воплотили на экране Светлана Карпинская и Николай Рыбников, которым прекрасно аккомпанируют Юрий Белов, Сергей Филиппов и Рина Зеленая.

«Укротительница тигров», реж. Александр Ивановский и Надежда Кошеверова (1954)
Романтическую комедию о работниках циркового искусства поставили опытные режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова. Для Ивановского «Укротительница тигров» стала последней режиссерской работой. Кратко описать сюжет можно четырьмя словами: любовь, цирк, тигры, мотоцикл, и все, что вокруг этого крутится. Артистичную атмосферу в фильме создавали Павел Кадочников, Леонид Быков, Нина Ургант, Людмила Касаткина. Причем для двух последних эта работа стала кинодебютом. «Укротительницу тигров» в кинотеатрах посмотрело 36 миллионов человек.

«Добровольцы», реж. Юрий Егоров (1958)
Эпическая картина о жизни трех друзей, которых свела судьба на первом московском метрострое. Жизнь забрасывала парней в разные уголки Земли — от Испании до Дальнего Востока. Затем Вторая мировая война, восстановление страны – дружба прошла через множество испытаний. «Добровольцы» стали четвертой работой постановщика Юрия Егорова и первым его громким и популярным фильмом. Актерский состав «Добровольцев» – часть успеха этого фильма: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Микаэла Дроздовская — вот лишь неполный список первоклассных актеров, задействованных в этом кино.

«Дорогой мой человек», реж. Иосиф Хейфиц (1958)
Драматическая мелодрама, поставленная именитым режиссером Иосифом Хейфицем, основана на романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». В послевоенное время зрители с удовольствием смотрели картины о судьбах простых людей. «Дорогой мой человек» рассказывает о молодой паре, которую разделяет война. Герман писал сценарий специально под Алексея Баталова, вместе с ним на площадке работали Петр Константинов, Леонид Быков и Инна Макарова. Во время съемок фильма Макарова развелась с мужем Сергеем Бондарчуком.

«Большая семья», реж. Иосиф Хейфиц (1954)
Экранизация романа Всеволода Кочетова «Журбины» и еще одна работа Иосифа Хейфица. Драма о большой семье Журбиных и житейских перипетиях среди родных людей. Картина стала лауреатом Каннского кинофестиваля за лучший актерский ансамбль: Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Вера Кузнецова, Алексей Баталов, Клара Лучко и Павел Кадочников. Снимали картину в городе Николаев.
