От Винтерберга до Лантимоса: 10 лучших фильмов 2020-х годов

Исчерпывающий киногид по нашему десятилетию.
Никита Прунков
Никита Прунков
Заместитель главного редактора Men Today
От Винтерберга до Лантимоса: 10 лучших фильмов 2020-х годов
Кинопоиск
Содержание

В середине июня редакция IndieWire составила рейтинг 100 лучших кинокартин 2020-х. В субъективный топ журналистов попали фестивальные хиты, масштабные блокбастеры и откровенно провальные работы великих авторов (так, список закрыл «Мегалополис» Копполы). MenToday сжали подборку в 10 раз и подготовили для читателей свой киногид по этой декаде — перед вами 10 разножанровых лент, про которые вы, скорее всего, будете рассказывать детям.

Дисклеймер: нет, мы не забыли про «Всё везде и сразу», «Оппенгеймера», «Анору» и «Субстанцию» — про эти картины мы (да и все, кто занимается кинообозревательством) без устали писали в годы их выхода. В нашем рейтинге — менее очевидные, но также заслуживающие внимания работы других авторов.

«Солнце мое», реж. Шарлотта Уэллс (2022)

Пересказывать сюжет «Солнце мое» — дело неблагодарное и, по правде говоря, непростое. Действие картины разворачивается вокруг отца (Пол Мескал) и дочери (Фрэнки Корио), которые приблизительно во второй половине 90-х приезжают на отдых в Турцию. Несмотря на то, что перед нами классическая фестивальная драма о взаимоотношениях отцов и детей, «Солнце мое» не стремится растрогать или, напротив, шокировать зрителей. На протяжении почти двух часов мы наблюдаем за ретроспективой типичного отпуска среднего класса — умеренно увлекательной, а порой и вовсе издевательски скучной. Впрочем, за ширмой внешнего спокойствия нас ожидают неутешительные выводы и солнечные, но не всегда согревающие воспоминания главной героини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Aftersun — кино уникальное хотя бы потому, что это полнометражный дебют шотландки Шарлотты Уэллс. Примечательно, что ни сравнительно скромный опыт режиссера (до этого она сняла три коротких метра общим хронометражем чуть больше получаса), ни наивно-ностальгический тон картины не помешали проекту стать инди-хитом и собрать несколько важных номинаций и наград — в том числе, Британская академия наградила Уэллс в номинации «Лучший дебют сценариста, режиссера или продюсера». Полуавтобиографическая работа Шарлотты — одновременно самое теплое, интимное и безысходное кино 2023 года, исследующее вечную проблему нарушенных семейных связей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

«Идеальные дни», реж. Вим Вендерс (2023)

Главный герой «Дней» — токийский уборщик туалетов Хираяма (Кодзи Якусё), который, несмотря на отсутствие успехов и устремлений, живет вполне приятную по собственным меркам жизнь. Изо дня в день он повторяет один и тот же ритуал: просыпается на рассвете, поливает ростки домашних кустиков, покупает айс-кофе в автомате и отправляется в центр города, чтобы до блеска вычистить хайтек-уборные. Если вы ждете сюжетного поворота, внутреннего надлома или хоть какого-либо по меркам авторского кино «экшена» — его не будет. Но это не так страшно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Признанный классик немецкого кинематографа изначально намеревался снять рекламную короткометражку, посвященную дизайнерским туалетам, но в итоге у него родилась медитативная лента о том, что не всем нужно искать смысл жизни (иногда внутренняя свобода достигается другими методами). «Идеальные дни» в смысле повествования (иллюстрации поэтичной рутины) синонимичен тому же «Патерсону» Джима Джармуша — ко всему прочему, это один из самых эстетских и визуально выверенных фильмов конца 2023-го.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

«Виды доброты», реж. Йоргос Лантимос (2024)

Kinds of Kindness представляет собой альманах, состоящий из трех мало связанных друг с другом новелл, — объединяют их лишь общая часть заголовков (R. M. F. — это же, к слову, и единственный общий герой), бескомпромиссная злоба главных персонажей и фирменный гротескный юмор автора. Все это сдабривается ироничным саундтреком — речь о главном хите группы Eurythmics «Sweet Dreams», — который довольно внятно доносит главную мысль Лантимоса: «Some of them want to use you, some of them want to get used by you».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

IndieWire включили в свою подборку «Бедных-несчастных», но нам куда ближе ортодоксальный Лантимос — не столько заигрывающий с массовым зрителем, сколько поражающий своим абсурдизмом и радикальностью. «Виды доброты» в этом компоненте куда ближе к «Клыку», «Лобстеру» и «Убийству священного оленя», нежели к голливудским хитам (речь о «Бедных» и «Фаворитке»). И именно такие авторские рассуждения о садизме, психологическом и физическом насилии нам особенно близки. Чего уж говорить про закрывающий трек Brand new bitch, под который не снял Reels только очень ленивый блогер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие (2023)

Судебная драма француженки Жюстин Трие повествует о непростой судьбе немецкой писательницы Сандры Войтер (Сандра Хюллер): поначалу она ведет умиротворенную жизнь в Альпах вместе со своим не настолько успешным мужем Самюэлем (Самюэль Тейс) и слабовидящим сыном Даниэлем (Мило Машадо Гранер). Однажды в ее дом наведывается журналистка, однако их интервью начинается и завершается не по плану. Когда интересующаяся студентка покидает дом, сын Войтер возвращается с прогулки вместе с собакой-поводырем — по пути к дому он натыкается на труп отца, который то ли случайно, то ли с чьей-либо помощью выпал с балкона фешенебельного коттеджа. Так, главной подозреваемой становится сама женщина, а ключевым свидетелем — ее почти незрячий сын.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Картина Трие победила на Каннском кинофестивале в 2023 году и заодно получила крайне высокие оценки российских и зарубежных критиков. Важная отличительная черта работы француженки — то, как ей удалось создать стройный процедурал, который рассуждает не столько о преступлении и наказании, сколько о семейных перипетиях и устройстве отношений. «Анатомия падения» — лента скорее про распад ячейки общества, разговор о сложности человеческих чувств и распределение ролей в семье. Если по каким-то причинам вас отпугнет внушительная продолжительность картины (150 минут) — постарайтесь перебороть внутренний страх заснуть: фильм смотрится практически на одном дыхании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Химера», реж. Аличе Рорвахер (2023)

По сюжету картины британский археолог (Джош О’Коннор) возвращается в небольшой итальянский городок (там он когда-то жил со своей возлюбленной), где вместе с кладоискателями берется за поиски предметов эпохи этрусков. Правда, в отличие от коллег, он не планирует продавать артефакты ради наживы — Артур хочет найти двери в загробный мир, чтобы наконец воссоединиться с погибшей девушкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Пронзительная картина итальянки хоть и осталась без крупных наград в Каннах, зато сумела получить ворох положительных отзывов от журналистов: мастера «магического неореализма» справедливо хвалили за отсылки к мифам Древней Греции (самая очевидная — к сказу об Орфее и Эвридике), культурологический символизм и в целом превосходную режиссерскую работу. Среди картин, вышедших в новогодние праздники 2024-го, эта — определенно наиболее причудливая и сложносочиненная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Девушка с иглой», реж. Магнус фон Хорн (2024)

Лента шведского автора возвращает зрителей в послевоенный Копенгаген 1919 года. Главная героиня — Каролина (Виктория Кармен Сонн) — вдова, которая не может снять нормальное жилье и в целом страдает от безденежья, по воле случая беременеет в результате связи с начальником. К сожалению и без того растерянной женщины, состоятельный любовник и будущий отец отвергает ее — тогда она решает совершить аборт при помощи иглы в общественной бане. Впрочем, как нельзя кстати ее останавливает незнакомка — она предлагает девушке сумму денег, если та отдаст ей малыша. Дагмар обещает Каролине найти ребенку обеспеченную семью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nordisk Film/YouTube

«Девушка с иглой» фон Хорна (приготовьтесь, сейчас будет спойлер, без которого не обходится ни одно описание картины) — история практически биографическая, ведь она основана на безумствах датской серийной детоубийцы Дагмар Овербай. При этом контекст, в который режиссер погружает зрителя, выступает исключительно мрачным сеттингом: обращаясь к опыту прошлых поколений, автор довольно прямолинейно рефлексирует на тему опасности запретов на аборты сегодня. Перед нами, как и обещал Магнус фон Хорн, — жутковатая «сказка для взрослых», лишенная однозначных выводов, но, вероятно, не имеющая позитивных трактовок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nordisk Film/YouTube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Топ ган: Мэверик», реж. Джозеф Косински (2022)

В нашей подборке «собрались» преимущественно авторские ленты, однако пропустить сиквел «Топ Гана», который ждали без малого 40 лет, мы попросту не можем — сделаем исключение ради старины Круза. По сюжету второго фильма пилот ВМФ (Том Круз) приезжает в военную школу для обучения будущих профессионалов. По пилотским меркам Мэверик без двух кульбитов пенсионер (ему пятьдесят), однако он не намерен заканчивать с любимым делом — и потому мужчина остается в звании капитана. Теперь великому летчику-испытателю предстоит столкнуться с самой трудной миссией в своей жизни.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй «Топ ган» кино настолько поп-культурное и простое, насколько вообще себе можно представить. Это в лучшем смысле каноничный блокбастер с голливудской звездой первого эшелона: в нем предостаточно ностальгии, залихватского экшена и крышесносных трюков. Впрочем, не стоит относить эту работу к разряду фильмов «для непритязательной публики»: проект Косинки доказал, что массовому (и не только) зрителю все еще интересны масштабные коммерческие фильмы, сделанные с трепетом и уважением к классике.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Еще по одной», реж. Томас Винтерберг (2020)

Включение работы датского режиссера в этот список — не столько рекомендация к просмотру (в России «Еще по одной» и так нашел широкий отклик у зрителя), сколько совет взглянуть на него под другим углом. Если подзабыли, напомним: группа учителей копенгагенской средней школы решает провести эксперимент, чтобы подтвердить спорную научную теорию, — отныне они будут изо дня в день выпивать понемногу спиртного. Если верить исследованию, постоянное нахождение подшофе снизит уровень стресса и превратит уставших от работы и семейного быта преподов в активных и вполне счастливых мужчин средних лет.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ковидные времена новый фильм Винтерберга стал независимым хитом: поспособствовали этому громкие номинации и награды (лента получила «Оскар», как лучший проект на иностранном языке), восторженные отзывы профильных журналистов и, разумеется, заявленная тема. В тот момент, когда огромное количество людей по всему миру оказалось в четырех стенах наедине с собственными мыслями и алкоголем (статистика подтвердила, что пандемия вызвала рост его потребления), «Еще по одной» был действительно злободневным. Тем не менее спустя годы самый популярный проект Винтерберга смотрится несколько иначе — сегодня это скорее разговор о кризисном этапе и попытках выбраться с каторги повседневности, нежели лента о взаимоотношениях человека со спиртным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

«Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер (2023)

Картина Джонатана Глейзера, снятая по произведению одноименного романа Мартина Эмиса, повествует о жизни немецкого офицера СС Рудольфа Хесса (Кристиан Фридель). Он работает в концентрационном лагере Освенцим, а сам — вместе с женой и детьми — живет буквально в нескольких метрах от него. На его просторном живописном участке располагается бассейн, огород и небольшая оранжерея. На территории играет подрастающее поколение, а внутри горничные наводят порядок. И все бы ничего, но свой личный рай Хесс выстраивает на костях заключенных евреев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Прямо сейчас — в июне 2025-го — «Зону интересов» показывают в российских кинотеатрах (хотя в мировой прокат лента вышла еще два с лишним года назад). Кажется, это лучший момент, чтобы погрузиться в историю Глейзера: он умело и без прикрас обличает банальность зла, проговаривает прописные истины (о которых иногда стоит напоминать) и в очередной раз доказывает, что «слишком много» фильмов, книг, сериалов и вообще любого контента по следам главной трагедии прошлого века быть не может.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

«Агнец», реж. Вальдимар Йоханнссон (2021)

К концу списка поймали себя на мысли, что не включили ни один проект 2021 года — а ведь тогда вышли «Дюна» Вильнева, заключительный «Бонд» с Крейгом, «Французский вестник» Уэса Андерсона, «Власть Пса» Кэмпион, «Сядь за руль моей машины» Хамагути и многое другое. Посовещавшись и приняв тот факт, что материал должен подойти к логическому завершению, мы все же остановили свой выбор на менее цитируемой в то время картине — речь о работе исландского режиссера Вальдимара Йоханнссона под названием «Агнец».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

В центре истории — бездетная исландская пара фермеров, живущих в пасторальной глуши. Однажды одна из овец приносит супругам необычное существо, которое они решают начать растить как настоящего ребенка. Фольклорный хоррор-фильм с одной стороны смело рассуждает о родительстве, используя христианскую оптику, а с другой — погружает во всевозможную хмарь, хтонь и серь (не вписалась в логическую связку только «хворь»), подкупая своим визуальным языком и непрекращающимся чувством тревоги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск