В третьей части франшизы «Достать ножи» режиссер Райан Джонсон вновь демонстрирует впечатляющее мастерство. Как и в предыдущих фильмах, сюжет новинки запутанный, а действие, разворачивающееся в небольшой католической церкви на севере штата Нью-Йорк, — уморительно. В итоге Джонсон затрагивает самые глубокие струны души, накладывая на головоломку глубокие размышления о религии и вере. Дэниел Крейг вновь играет эксцентричного детектива Бенуа Блана, а Джош О’Коннор — амбициозного молодого священника.
От «Бугонии» до «Проснись, мертвец»: критики назвали 15 лучших фильмов 2025 года

«Достать ножи: Проснись, мертвец»

«Сентиментальная ценность»

Семейная драма Йоахима Триера позиционируется как история непростых отношений отца и дочерей, но в равной степени она затрагивает и их непростые отношения с искусством. Стеллан Скарсгард играет знаменитого эгоцентричного режиссера, чей последний проект — полуавтобиографический пересказ трагедии из прошлого семьи. Это поднимает на поверхность вопросы, которые встают перед героинями Ренате Рейнсве, Инги Ибсдоттер Лиллеаас и Эль Фаннинг.
«Бегущий человек»

Картина Эдгара Райта — это не столько обновление второго фильма с Арнольдом Шварценеггером 1987 года, сколько более точная интерпретация одноименного романа Стивена Кинга 1982-го. Режиссер старался следовать за книгой, действие которой разворачивается в кошмарном будущем 2025 года. США поражены вопиющим неравенством в благосостоянии, экологической катастрофой, беззаконием со стороны правоохранительных органов, фейковыми видео и теневой валютой... Население отвлекают ото всего этого садистским программированием реалити-шоу. Похоже не на триллер, а на сатиру.
«День Питера Худжара»

Тихий биографический фильм использует слова самого Питера Худжара, чтобы рассказать подробности одного дня из жизни фотографа, умершего от осложнений СПИДа в 1987 году. Режиссер Айра Сакс опирается на стенограмму интервью, чтобы создать камерную картину всего с двумя персонажами, которых играют Бен Уишоу и Ребекка Холл. Фильм настолько глубоко погружает зрителей в атмосферу Нью-Йорка полувековой давности, что, как отмечают критики, можно почти почувствовать запах выхлопных газов и мусора, гниющего в реке Гудзон.
«Бугония»

Десятый полнометражный фильм Йоргоса Лантимоса — это англоязычный ремейк картины корейского режиссера Чан Джун-хвана «Спаси зеленую планету!» (2003). Жутко остроумная и пугающе смешная история о похищении, действие которой разворачивается в основном в грязном подвале, но достигает самых дальних уголков галактики. Джесси Племонс играет пчеловвода и сторонника теории заговора, который замышляет расправу над Мишель Фуллер (Эмма Стоун), генеральным директором фармацевтической компании, чьи препараты, возможно, ввели его мать в кому.
«Дом динамита»

Режиссер Кэтрин Бигелоу, сценарист Ноа Оппенгейм и великолепный актерский состав держат зрителей в напряжении, пока на экране со скоростью света разворачивается глубокий кризис. Все начинается, когда радар военной базы на Аляске фиксирует межконтинентальную баллистическую ракету, летящую в сторону США. Никто не знает, учения ли это и кто их может проводить. Скоро становится понятно, что это далеко не испытания. Однако «Дом динамита» на самом деле не о ядерной войне: это фильм о том, как выглядит правительство, когда все его члены компетентны.
«Битва за битвой»

«Битву за битвой» назвали главным политическим фильмом года, однако это не совсем так. Картина переносит актуальные проблемы в сюжет, который замешан на элементах жуткого боевика, уморительной комедии, захватывающего триллера и других жанров, которые сценарист и режиссер Пол Томас Андерсон придумывает по ходу. Фильм изобилует героями-неудачниками, удивляет присутствием принцессы-воительницы и самого отъявленного из злодеев, которого кино не видело долгое время. В главных ролях — Леонардо Ди Каприо, Шон Пенн, Тейяна Тейлор, Чейз Инфинити и Бенисио Дель Торо.
«Орудия»

Этот нервирующий фильм поместил сценариста и режиссера Зака Креггера в уважаемую компанию современных мастеров ужасов вроде Ари Астера и Роберта Эггерса. Если прорыв Креггера 2022 года «Варвар» сначала рассказывал одну историю, а затем становился все мрачнее и страннее, то «Орудия» постепенно нагнетают напряжение, убаюкивая зрителей, пока те не поймут, что окончательно и бесповоротно увязли.
«Облако»

Мрачный фильм сценариста и режиссера Киёси Куросавы повествует о жестокости в эпоху дегуманизации цифровых технологий. Это предостережение от губительного сочетания позднего капитализма, интернета и человеческой природы. Главный герой — беспринципный интернет-торговец, расплачивающийся за собственную жестокость, — настолько непримирим, что споры вызывает вопрос, злодей он или жертва. Однако как знаток и мастер жанра Куросава понимает, что арка искупления была бы слишком банальной для такого мошенника.
«Одно целое»

Полнометражный дебют сценариста и режиссера Майкла Шэнкса обыгрывает тему романтической привязанности, словно кошка мучает несчастную мышку. В этом ему помогают Дэйв Франко и Элисон Бри, играющие пару, чьи колючие и пассивно-агрессивные отношения все больше приобретают оттенки боди-хоррора. То, что две звезды женаты в реальной жизни, — часть гениальности фильма и, безусловно, ключ к тому, почему «Одно целое» так же невероятно смешной, как и страшный.
«Жизнь Чака»

Этот фильм — размышление о горько-сладкой красоте человеческого существования, снятое Майком Флэнаганом по мотивам повести Стивена Кинга 2020 года. Хирургически точно режиссер заставляет зрителей задуматься о мимолетных моментах, имеющих огромное значение. Это простые радости, которые делают жизнь такой стоящей. Не приторная, но проникновенная, «Жизнь Чака» достигает жизнеутверждающей глубины через сочетание сюрреалистического чуда и гуманистической истины. Главные роли исполняют Том Хиддлстон, Чиветел Эджиофор, Карен Гиллан, Миа Сара, Карл Ламбли и Бенджамин Паяк.
«Грешники»

Фильм представляет собой невероятно увлекательное смешение жанров, тональностей и потрясающих постановочных способностей Райана Куглера. Режиссер уверенно балансирует между шуткой и глубиной, не жертвуя смыслом ради главной цели — шокировать и увлекать. Насыщенный сюжет разорачивается в гудящем джук-джойнте 1930-х годов, а происходящее на экране настолько невероятно, что появление сверхъестественных сил зла не вызывает удивления.
«Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки»

Почти десять лет назад, после трех фильмов, вечно несчастная британская героиня романтических комедий Бриджит Джонс наконец-то вышла замуж и стала матерью. В четвертом фильме по мотивам серии романов Хелен Филдинг она обнаруживает, что после хэппи-энда бывает еще много чего. Критики в один голос называют картину лучшим из сиквелов на сегодняшний день. Жизнерадостная и яркая Рене Зеллвегер возвращается на экран в роли овдовевшей Бриджит, а Лео Вудалл из «Белого лотоса» играет ее молодого возлюбленного Рокстера. Режиссером выступил Майкл Моррис.
«Присутствие»

Это история о привидении, рассказанная от перввого лица. «Присутствие» скорее тревожит, чем пугает, но неизменно захватывает и порой бьет по нервам. Видя в начальных титрах имя режиссера Стивена Содерберга, зритель понимает, что ему будет над чем подумать после просмотра. Камера бесшумно бродит по старому пригородному дому, не имея возможности покинуть его. Это погружает нас в сознание призрака, который жаждет защитить самого уязвимого члена семьи, живущей здесь.
«Мальчишки из "Никеля»

Фильм представляет собой экранизацию удостоенного Пулитцеровской премии романа Колсона Уайтхеда. Книга основана на реальной истории десятков молодых людей (большинство из которых были темнокожими), подвергшихся пыткам и убитых в исправительном учреждении «Никель» во Флориде. Режиссер РаМелл Росс использует кино как язык надежды на выживание и возможность свидетельствовать об исторических преступлениях. Если описание картины может пугать и отталкивать, то его визуальная и музыкальная составляющие по-настоящему прекрасны.
