От «Аноры» до «Конклава»: гид по главным фильмам премии «Оскар-2025», которые точно стоит посмотреть

В ночь с 2 на 3 марта по московскому времени пройдет 97-я церемония вручения премии «Оскар». В преддверии главного кинособытия года MT вспоминает, чем академикам запомнились их фавориты, а также коротко объясняет, почему и вам стоит их посмотреть (если вдруг еще не). Вперед!
Никита Прунков
Никита Прунков
От «Аноры» до «Конклава»: гид по главным фильмам премии «Оскар-2025», которые точно стоит посмотреть
Кинопоиск
Содержание

«Анора» — почти народное кино, лишенное морализаторского тона

Даже если на протяжении всего 2024 года у вас не работал интернет, вы наверняка знаете сюжет «Аноры» от друзей. Нью-йоркская танцовщица Эни (Майки Мэддисон) закручивает роман с сыном русского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн) на коммерческой основе. Спустя неделю умопомрачительных тусовок пара женится в Вегасе, но тут незадача — семья мажора против их стихийного союза. Тогда родители Вани просят его крестного отца Тороса (Карен Карагулян), а также товарища Гарника (Ваче Товмасян) и местного гопника Игоря (Юра Борисов) приглядеть за молодоженами, пока те летят в штаты, чтобы уладить недоразумение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина американского инди-режиссера с российскими актерами стала настоящей киносенсацией и заодно главным претендентом на оскаровскую статуэтку в номинации «Лучший фильм». Объяснить задним числом успех «Аноры» не так уж и сложно: удивительно органичный каст (Майки, Марк, Юра и армянский актерский дуэт — это любовь), узнаваемый сюжет (уберите из «Красотки» Ричарда Гира) и тонкий жанровый подход (мелодрама, ловко сочетающаяся с комедией положений) — сделали свое дело. Наконец, «Анора», несмотря на вполне остросоциальный сюжет, в центре которого оказалась секс-работница, лишена морализаторского тона. Перед нами — энергичное, стильное и долговечное кино о том, что каждый достоин счастья. Ну, в той или иной степени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Субстанция» — боди-хоррор, который мы не ждали, но заслужили

У картины француженки Корали Фаржа история схожа с «Анорой»: успех в Каннах, отличная рекламная кампания, сарафан среди критиков и широкая слава в соцсетях. И это при том, что «Субстанция» — кино на первый взгляд отнюдь не привлекательное. В центре сюжета — увядающая актриса средних лет Элизабет Спаркл (Деми Мур здесь не просто играет, а откровенно рефлексирует над собственной карьерой), которая решает продлить свой век, приняв препарат Substance. С этого момента ее жизнь разделяется на две части: в первой — она все еще никому не нужная экс-обладательница международных премий и уволенная даже с телевидения ведущая, но во второй — юная подтянутая звезда фитнес-шоу (идеальную версию Спаркл играет Маргарет Куэлли).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм Фаржа стал настоящим интернет-феноменом благодаря виральной фразе «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?», пестрящему визуалу, бодрому электро-индастриал саундтреку и общей кэмповой стилистике. Однако не только внешние факторы заставили тысячи критиков и миллионы кинолюбителей говорить о картине (причем не обязательно в позитивном ключе). «Субстанция» оказалась внеочередным напоминанием о том, как несправедлива индустрия к женщинам — при том высказывание это не столько радикальное и жуткое, как писали изумленные пользователи, не смотревшие до этого условного Кроненберга. У автора получился умеренно пугающий фем-манифест, не ограничивающийся критикой мужского взгляда. И, да, мы очень ждем статуэтку для Дэми Мур!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бруталист» — трагическая история эмигранта с великим Броуди

Лента Брэйди Корбе — потенциальный триумфатор «Оскар-2025». Посудите сами: перед нами монументальная драма о мире после войны и борьбе искусства с капитализмом. В центре сюжета — венгерский еврей архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди), переживший Бухенвальд и Дахау и после окончания Второй мировой эмигрировавший в США. Он искренне верит в американскую мечту, а потому хочет перевести в страну жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу Зофию (Рэффи Кэссиди), попутно реализовав большой проект. Удастся ли Ласло не разочароваться в деле всей жизни, столкнувшись с реалиями местных порядков? Это лишь один из поверхностных вопросов, на которые постарается ответить Корбе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бруталист» — это, конечно, кино с претензией. Начиная со смысловой многослойности, за которую автора хочется без устали хвалить (Корбе действительно успевает порассуждать обо всем, охватывая сразу треть века), и заканчивая производственным процессом. Картину длиной три с половиной часа снимали около семи лет, а на главную роль выбрали не кого-то, а Эдриана Броуди — чуть больше 20 лет назад он уже играл интеллигентного еврея, пытающегося спастись во времена холокоста. За роль в «Пианисте» у Романа Полански он получил заветный Оскар, теперь он в каком-то смысле продолжает траекторию развития знакомого персонажа, но уже в немного другой плоскости.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Эмилия Перес» — скандальный мюзикл, который «зайдет» не всем

Сюжет ленты французского режиссера Жака Одиара легко укладывается в рамки исчерпывающего синопсиса, а потому сразу отрезает от себя потенциальных хейтеров (просто знайте, если вам не нравятся мюзиклы — будет нелегко). Перед нами криминальная мелодрама, рассказывающая о юристе из Мехико по имени Рита (Зои Салдана), которой глава местного наркокартеля (Карла София Гаскон) поручает непростое задание: помочь ему кардинально изменить внешность, инсценировать смерть и отправиться жить куда-то подальше от Северной Америки. Спустя несколько лет новая версия наркобарона поймет, что скучает по своим детям и сделает все, чтобы вновь воссоединиться с семьей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как справедливо замечал сам Одиар, он хотел снять мыльную оперу, на которую будет трудно навесить соответствующий ярлык. В общем-то, так и вышло: полная условностей, недомолвок и мелодраматических ходов «Эмилия Перес» умудряется балансировать между мюзиклом, криминальной драмой и мрачным триллером. Несмотря на заявленную тему, не стоит думать, что проблематика фильма сужается до вопросов самоидентификации и поиска свободы. Ключевой персонаж Одиара ищет искупление, осознает важность привязанности к близким и, как принято в рамках жанра, многим жертвует.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Боб Дилан: Никому не известный» — отличный байопик с праймовым Тимоти Шаламе

Есть в списке лучших фильмов года и менее экстравагантный, но куда более эталонный мюзикл, а если точнее, — музыкальный байопик — про великого Боба Дилана с Тимоти Шаламе в главной роли. История вдохновлена книгой Элайджи Уолда «Дилан берет электрогитару!» и потому освещает лишь определенный период в жизни артиста — начиная с 1961 года, когда он только прославился, и заканчивая 1965-м, когда уставший от фолка Дилан решил разорвать связи с жанром, навсегда перевернув историю американской музыки. Именно этот момент — концерт, на котором Дилан взял в руки электрогитару и отбросил губную гармошку — и стал кульминацией всей ленты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Боб Дилан: Никому не известный» — это далеко не первая попытка задокументировать историю жизни и творчества американской легенды на больших экранах (например, в 2007 году Тодд Хейнс выпустил фильм «Меня там нет», где разные ипостаси Дилана воплотили сразу шесть актеров — от Кристиана Бейла до Кейт Бланшетт). У фильма режиссера Джеймса Мэнголда более линейный подход — зрителя поэтапно знакомят с окружением Боба и его любовными интересами. При этом, как и заявлено в заголовке, никто не узнает настоящего Дилана — он останется никому не известным, мифологизированным и местами крайне неприятным персонажем. Зато в картине много прекрасной музыки, исполненной Тимоти Шаламе — как оказалось, идеальной кандидатурой на роль Дилана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Конклав» — политический триллер и темная лошадка на премии

Если байопик про Боба Дилана однозначно не возьмет Оскар в главной номинации (но мы будем верить в победу Шаламе в актерской дисциплине!), то «Конклав» Эдварда Бергера — настоящий теневой лидер церемонии, способный оставить не у дел и «Анору», и «Бруталиста». Начать стоит с того, что это один из немногих больших фильмов года, который все же рассуждает о глобальных политических вопросах (а не о состоянии индустрии развлечений или секс-работе). Действие ленты разворачивается на фоне проведения конклава — процесса выборов нового папы римского после кончины прошлого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эдвард Бергер в своем триллере, который корректнее будет даже назвать детективом, обсуждает и политику, и религию, критикуя всех и вся без зазрения совести — он не упускает возможности вспомнить внутренние интриги и грехи католической церкви, показать всеобщий кризис веры. В конечном счете зритель получает замкнутое и при всей своей неторопливости остросюжетное кино, которое смотрится на одном дыхании.

Кинопоиск