1939 год. Флореана — один из Галапагосских островов — становится пристанищем для горстки людей, которые больше не хотят жить в цивилизации. Хрупкий баланс двух крошечных сообществ начинает рушиться, когда на Флореану прибывает Баронесса — эксцентричная светская дама, жаждущая построить в тропическом раю роскошный отель для богатых туристов. Градус напряжения накаляется до предела и приводит к череде трагедий, тайна которых до сих пор не раскрыта.
Некуда бежать: 10 фильмов о выживании на острове

«Эдем» (2025)

«Эдем» — новый проект Рона Ховарда, режиссера, известного как мощными психологическими драмами («Игры разума»), так и динамичными триллерами («Выкуп», «Обратная тяга»). В своей новой работе Ховард соединяет обе своих сильных стороны. История о построении тропической утопии начинается как драма про конфликт идеализма и прагматизма, но затем плавно превращается в триллер о взаимном недоверии, граничащем с паранойей. Причем хитросплетения сюжета в «Эдеме» основаны на документально зафиксированных фактах: в 1930-е годы на том самом острове Флореана жило несколько коммун отшельников, про которых нередко писали в прессе.

После череды загадочных исчезновений почти все колонии распались, однако никто так и не смог доподлинно понять, что именно случилось с островитянами. «Эдем» — это режиссерское расследование, в художественной форме дающее вполне правдоподобную версию тех загадочных событий. Рон Ховард долгих пятнадцать лет тщательно изучал все доступные ему материалы и свидетельства выживших очевидцев, чтобы выяснить, как погибла знаменитая островная утопия. А воплотить ход событий ему помогла прекрасная актерская команда: главные роли в фильме сыграли Джуд Лоу, Даниэль Брюль, Ана де Армас, Сидни Суини и Ванесса Кирби.
«Маяк» (2019)
Сюрреалистический хоррор Роберта Эггерса («Варяг», «Носферату») рассказывает о том, как двое смотрителей маяка выживают во время бушующего вокруг шторма и медленно теряют рассудок. Фильм запоминается не только отличной актерской игрой Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо, но и благодаря тщательной проработке визуальных деталей, создающих потусторонний, но в то же время реалистичный ландшафт крошечного островка, на котором заперты герои.

Работая над дизайном фильма, Эггерс сочетал документальную стилистику фотографий Новой Англии 1890-х годов с эстетикой символизма из работ Арнольда Бёклина и Жана Дельвиля, которые перемешивали мифологических персонажей и фантастические пейзажи. А самое любопытное, пожалуй, заключается в том, что за вымышленным сюжетом «Маяка» скрыт вполне реальный инцидент, случившийся в начале XIX столетия на островке у берегов Уэльса: когда один из двух смотрителей тамошнего маяка погиб из-за несчастного случая, второй, испугавшись расследования, спрятал тело и сам управлял всеми механизмами – но работа оказалась настолько тяжелой, что под конец смены бедняга чуть не лишился рассудка.
«Отмель» (2016)
Этот малоизвестный, но хитовый триллер снял Жауме Коллет-Сера, известный по боевикам с Лиамом Нисоном («Воздушный маршал», «Неизвестный»). На этот раз в сюжете задействован совсем уж крошечный остров: клочок каменистой суши, на котором главная героиня (ее играет Блейк Лайвли) оказывается, после того как на нее нападает акула.

Девушка серьезно ранена, но ей нужно как можно быстрее доплыть до берега – однако жуткая акула все еще плавает где-то рядом, к тому же скоро начнется прилив, так что временное убежище скроется под водой. Простая, но крайне эффектно поданная история снята по высшему разряду: красивые кадры серфинга и залитого солнцем пляжа тут не меньше захватывают, чем эпизоды с саспенсом, когда раненая героиня изо всех сил пытается перехитрить огромного хищника.
«Человек-швейцарский нож» (2016)
В этой абсурдистской черной комедии Хэнк Томпсон оказывается на необитаемом острове, и обретает свою единственную надежду на спасение, когда встречает рядом с собой загадочного мертвеца, на котором можно плыть по волнам. Добравшись до ближайшего берега, Хэнк обнаруживает, что его мертвый знакомый потихоньку возвращается к жизни, так что необычной парочке теперь придется искать дорогу домой.

Дебютный фильм Дэниела Шайнерта и Дэниела Квана (позже они сняли оскароносный хит «Все, везде, и сразу») примечателен не только отличной игрой Дэниела Рэдклиффа (настолько талантливо сыграть оживающий труп – это дано не каждому!), но и неистощимой режиссерской фантазией. По мере возвращения к жизни у недавнего покойника обнаруживаются не только зачатки разума, но также все новые и новые способности – от навигации до выдавливания питьевой воды, так что (бывший) мертвец становится для Хэнка не только незаменимым инструментом, но и настоящим другом.
«Остров проклятых» (2010)
Мрачный детектив с участием Леонардо ДиКаприо – одна из самых необычных работ в карьере Мартина Скорсезе. Известный своими криминальными драмами («Казино», «Славные парни») режиссер здесь играет на поле психологического триллера, иногда приближаясь даже к хоррору.

Искусно переплетая запутанное расследование, жуткие видения и ползучую паранойю, Скорсезе снял фильм о том, как трудно порой бывает отличить привычную реальность от навязчивых фантазий и как разрушается убежденность в целостности собственной личности.
«Пляж» (2000)
Еще один хитовый «островной» фильм Леонардо ДиКаприо, но выполненный в духе приключенческой драмы. Взяв за основу роман Алекса Гарленда (позже он переквалифицировался в режиссеры, сняв недавние хиты «Падение империи» и «Под огнем»), режиссер Дэнни Бойл рассказал историю коммуны, живущей на одном из островков где-то в Юго-Восточной Азии, изолированной от внешнего мира и живущей в первозданном тропическом раю.

Размеренная жизнь бывших туристов напоминает воплощение анархистской мечты о свободе без принуждения, жизни без привязки к имуществу и дружбе без зависти – пока появление все новых и новых визитеров не вносит все больший разлад в налаженный быт. Фильм помнят в основном благодаря ДиКаприо, но и помимо главной звезды в «Пляже» полно занятных визуальных находок и сюжетных тем. Взять хотя бы буйные фантазии главного героя в одиночестве, когда мир вокруг него превращается в видеоигру, или идею о том, что комфортная жизнь в изоляции порой требует вполне реальных человеческих жертв.
«Изгой» (2000)
Один из главных хитов в карьере Тома Хэнкса и Роберта Земекиса (автор «Форреста Гампа» и трилогии «Назад в будущее»). История современного Робинзона Крузо, волею судьбы попавшего на необитаемый остров, захватывает не только благодаря актерскому таланту Хэнкса (помните его проникновенные разговоры с мячиком по кличке Уилсон?), но и умелой режиссуре.

Опираясь на крепкий сценарий Уильяма Бройлса младшего (кстати, бывшего морпеха), Земекис по максимуму использовал потенциал идеи с современным человеком, заброшенным в первобытную среду. На фоне красивейшей, но беспощадной природы (ее снимали на островах архипелага Фиджи) тут разворачивается история неукротимого стремления к выживанию и надежды, не угасающей вопреки любым трудностям.
«Десять негритят» (1987)
Одна из лучших экранизаций классического британского детектива стилизована как тяжелый психологический триллер. За интригующим сюжетом с происками неизвестного маньяка скрывается богатое драматическое содержание.

Попав в плен к загадочному убийце, главные герои погружаются в собственные грехи, и один за другим встречают неумолимую судьбу. Кроме прочего, советская адаптация была на момент выхода самой точной в деталях, включая мрачный финал, который во всех предыдущих версиях был изменен.
«Голубая лагуна» (1980)
Знаменитая романтическая драма сделала актрису Брук Шилдс звездой и секс-символом 1980-х. Сюжет основан на одноименном романе начала ХХ века: в России он малоизвестен, но в Великобритании был большим хитом, и в свое время вызвал шумиху в прессе, поскольку роман подробно касался подростковой сексуальности — темы, в тогдашнем викторианском «приличном обществе» считавшейся если не откровенно непристойной, то уж по крайней мере, сомнительной.

Фильм, конечно, по полной раскрыл вопросы, в книге обозначенные во многом намеками, – молодые и красивые взрослеющие подростки тут не только исследуют остров, учатся добывать еду и строить жилище, но также активно занимаются сексом, а потом и совместно воспитывают ребенка.
«Повелитель мух» (1963)
Первая (и лучшая) экранизация классического романа Уильяма Голдинга о том, как группа детей выживает на большом, но необитаемом тропическом острове. Тут найдется место и буллингу, и жестоким дракам, и даже своего рода политическим интригам: некогда единая компания быстро разделяется, и сильные начинают из всех сил третировать слабых.

Фильм номинировали на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, он вошел в списки классики британского кинематографа и справедливо считается одним из лучших survival-триллеров всех времен. Дело тут не только в мощном первоисточнике (хотя роман Голдинга тоже удостоился многих наград и быстро стал классическим), но и в упоре на комбинацию драмы и триллера: дети в фильме показаны с правдоподобной, хотя редко изображаемой стороны, как очень легко поддающиеся манипуляциям и жестокие, в отсутствие воспитания быстро деградирующие до дикости.