«Рискованный бизнес» — всего лишь вторая главная роль Тома Круза, но именно с нее началось его триумфальное восхождение на кинематографический Олимп.
Не только «Миссия невыполнима»: 6 фильмов с Томом Крузом, в которых он не спасает мир

«Рискованный бизнес», реж. Пол Брикман (1983)

Девятнадцатилетний актер играет Джоэла Гудсона — «хорошего мальчика» из обеспеченной чикагской семьи. Родители мечтают отправить его в Принстон. Ради этого он днем и ночью готовится к экзаменам, хотя все чаще ловит себя на мысли, что упускает что-то важное. Однажды родители уезжают в отпуск, и дом остается в распоряжении парня. И вот Джоэл наконец-то один, с ключами от машины, с запасом наличных и с ощущением, что весь мир у его ног, как ковер в гостиной, на котором он станцует в белых носках, трусах и рубашке, под музыку Боба Сигера. Сегодня это одна из самых известных сцен в истории кино.

Чтобы выглядеть убедительно в роли подростка, 19-летнему Крузу пришлось сначала сбросить десять килограммов, а потом снова набрать — создатели фильма заставляли его есть жирную пищу, чтобы добиться подростковой пухлости. И это сработало. Милая история о том, как «хороший мальчик» пускается во все тяжкие, принесла актеру первую номинацию на «Золотой глобус».
«Человек дождя», реж. Барри Левинсон (1988)
В «Человеке дождя» Том Круз показывает, что умеет отойти на второй план и позволить коллеге блистать в кадре. Он не конкурирует с Дастином Хоффманом, не пытается перетянуть внимание, а органично работает на общий нерв картины.

Его Чарли Бэббит — самоуверенный лос-анджелесский торговец, циничный, почти карикатурный эгоист, который внезапно узнает, что у него есть брат. Причем не просто брат, а взрослый мужчина с аутизмом. Более того — именно этот новый родственник получил все отцовское наследство. Чтобы завладеть деньгами, Чарли похищает его из клиники, и братья отправляются в путешествие по Америке. Картина Барри Левинсона получила четыре «Оскара».

«Рожденный четвертого июля», реж. Оливер Стоун (1989)
В прошлому году фильму исполнилось 35 лет. «Рожденный четвертого июля» — одна из самых мощных антивоенных лент 80-х, которая и сегодня не теряет своей актуальности. Том Круз здесь не в роли бравого военного. Он солдат, которого сломала система. Рон Ковик отправляется во Вьетнам наивным школьником с флагом в руках, а возвращается — парализованным калекой, которому больше не на что опереться, кроме как на собственную боль.

Картина основана на реальной истории ветерана. Режиссер Оливер Стоун, сам прошедший через Вьетнам, не просто экранизировал мемуары Рона Ковика, но и разоблачил миф о «славном» патриотическом долге каждого мужчины. За эту роль Круз получил свою первую номинацию на «Оскар». Всего у него в карьере было четыре номинации, но пока еще ни одной победы.

«Джерри Магуайер», реж. Кэмерон Кроу (1996)
Журнал Empire поставил этот фильм на первое место в карьере Тома Круза — и не без оснований. «Джерри Магуайер» — одна из самых искренних и эмоциональных ролей в его фильмографии, за которую он получил заслуженный «Золотой глобус» и вторую номинацию на «Оскар».

Джерри Магуайер — харизматичный, дерзкий спортивный агент, привыкший закрывать глаза на жесткие правила игры. Он мог бы всю жизнь пожинать плоды успеха, но разговор с сыном одного из травмированных спортсменов заставляет его задуматься о том, кем он стал и чего на самом деле хочет. Герой осознает, что больше не желает быть частью бездушной индустрии, где спортсменов используют как расходный материал. После того как Джерри теряет работу, он решает открыть собственное спортивное агентство.

«Магнолия, реж. Пол Томас Андерсон (1999)
«Магнолия» — третий фильм Пола Томаса Андерсона. Это настоящая мозаика судеб, связанных между собой невидимыми нитями. Все действие происходит за один день в долине Сан-Фернандо — месте, где вырос режиссер. Каждый из персонажей — будь то телеведущий Джимми Гейтор, вундеркинд Донни Смит или умирающий старик — играет одинаково важную роль в этой сложной трехчасовой истории.

Том Круз предстает в картине в роли Фрэнка Мэки — создателя пикаперской методики «Соблазни и погуби». За эту работу актер получил еще один «Золотой глобус» и третью номинацию на «Оскар».
«Ванильное небо», реж. Кэмерон Кроу (2001)
«Ванильное небо» — фильм Кэмерона Кроу, режиссера «Джерри Магуайера». Том Круз играет избалованного плейбоя Дэвида — наследника издательской империи, катающегося на черном «Порше» и привыкшего жить на широкую ногу, манипулируя людьми вокруг. Но все меняется, когда на его дне рождения появляется София в исполнении Пенелопы Крус.

Только вот прошлое не отпускает героя: ревнивая бывшая подружка в порыве ревности устраивает автокатастрофу. Сама девушка погибает, а лицо Дэвида оказывается изуродовано. С этого момента граница между реальностью и кошмаром начинает стираться. Герой перестает понимать, что происходит по-настоящему, а что ему просто снится.