По сюжету картины юная девушка Маша (Евгения Леонова), оказавшаяся после гибели родителей под опекой зажиточного друга семьи Сергея Михайловича (Евгений Цыганов), то ли стихийно, то ли все же планомерно в него влюбляется. Поначалу благородный мужчина намеки семнадцатилетней Марии всячески отвергает, однако затем, перейдя от томных взглядов к беседам и тайным прогулкам по саду, они все же сближаются, а позднее и вовсе женятся.
Взаимное влечение: каким получился фильм «Семейное счастье» Стаси Толстой

О чем «Семейное счастье»?

Кажется, что окрыленным молодоженам все нипочем, но в определенный момент отношения дают трещину: после переезда в его родовое имение Маша знакомится с властной матерью супруга, которая если не отравляет ее пребывание в доме, то как минимум заметно осложняет. Постепенно наивная и легкая на подъем девчонка — не без помощи городских товарищей мужа — превращается в настоящую светскую особу.
Метаморфозы в образе жизни и характере делают из еще вчера уверенной в своем будущем девушки сомневающуюся, почти роковую женщину. Тогда между разными по темпераменту, возрасту и взглядам супругами встает фундаментальный вопрос — не поторопились ли они с женитьбой и удастся ли им сохранить некогда незыблемое семейное счастье?
Удалось ли Толстой экранизировать роман Толстого?
Первый полный метр Стася (тогда еще Венкова) сняла не так давно — производство «Тайного влечения» пришлось на 2022 год, а премьера на начало 2024-го. В прошлой ленте выпускница ВГИКа и любимица своего наставника, покойного Сергея Соловьева, исследовала сразу несколько важных для сравнительно юного автора тем — она одновременно анализировала состояние кинотеатральной индустрии (по сюжету молодая актриса влюбляется в загадочного режиссера, а позднее берет постановку в свои руки) и рассуждала о токсичных отношениях (кого и с кем вы уже поняли). Если коротко, то полотно вышло весьма сумбурным: Стасе удалось продемонстрировать прекрасную работу с кадром и склонность к эстетизму, однако с точки зрения содержания к ленте остались вопросы.

К 2025 году автор остепенилась: и связано это не только с замужеством (Стася вышла за Ивана Толстого — прапраправнука писателя), но и выбором тем для своего кино. На этот раз мы видим, что режиссер и сценарист отказалась действовать с исключительно авторской позиции, а в качестве основы она использовала литературный первоисточник (примечательно, что не попсовый, камерный и небольшой — читается за пару часов). При этом стоит сказать, что Толстой, которую активно ругали за безыдейность и формализм чуть больше года назад, удалось создать насыщенное, пусть и вполне житейское с позиции поиска смыслов кино. Толстая не в лоб, но все же доносит магистральную мысль Льва Николаевича о том, что любовь — чувство подвижное, нередко меняющееся в зависимости от внешних обстоятельств.

Стоит ли смотреть «Семейное счастье»?
Отдельно органична Толстая и в выборе языка, на котором она говорит со зрителем. В «Тайном влечении» режиссер тоже рефлексировала на тему неравных отношений, изучая всевозможные флаги с красноватыми оттенками, — впрочем, на этот раз она куда реже провоцирует, иллюстрирует психологический абьюз, да и вообще проговаривает заложенные идеи вслух. «Семейное счастье» — кино в хорошем смысле пижонское (Толстая и команда умеют работать с внешней эстетикой, что с удовольствием демонстрируют), однако чертовски искреннее и взрослое.

Избавившись от серьезного, порой излишне патетического тона, режиссер открывает в себе важный не только для авторского, но и зрительского кино навык — она наполняет картину повествовательной легкостью и уместным юмором. «Семейное счастье» Толстой, опираясь на крепкий фундамент в виде 110-страничного рассказа, балансирует на грани трагедии и ромкома, говоря о вечных проблемах мужчин и женщин без нравоучительного тона.