Компания Amazon Studios разрабатывает новый фильм о Джеймсе Бонде: создатель «Острых козырьков» Стивен Найт напишет сценарий, а режиссером станет Дени Вильнев. Мало что известно о том, чего ожидать от «Бонда 26». Со своей стороны Вильнев заявил, что «почтит традиции» франшизы. И все это может означать множество разных подходов.
Технологии против традиций: будет ли новый Джеймс Бонд использовать искусственный интеллект

Чего ждать от нового «Джеймса Бонда»

Возьмем, к примеру, набор гаджетов секретного агента 007, который был неотъемлемой частью бондианы с момента ее дебюта в 1960-х годах. На протяжении десятилетий фильмы то приближались к привлекательности высокотехнологичных устройств, то отходили от нее, что каждый раз становилось поворотным моментом развития франшизы.
Эти взлеты и падения отражают происходящее в реальном мире и, конечно, успех тех или иных частей бондианы. Учитывая, что сейчас многое крутится вокруг искусственного интеллекта, новый фильм может затронуть и такие современные технологии. Однако перезапуск франшизы с новым главным актером часто ассоциируется либо с более жестким подходом, либо возвращением к основам.
Передовые шпионские технологии
Первые несколько фильмов о Бонде с Шоном Коннери в главной роли, включая «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963) и «Голдфингер» (1964), демонстрируют лишь поверхностное использование шпионских технологий. Но к «Живешь только дважды» (1967) продюсеры выбрали сюжет о захвате космической капсулы, отражающий влияние американо-советской космической гонки, а также представили логово злодея в жерле вулкана.

Следующий фильм — « На секретной службе Ее Величества» (1969) — был в основном сосредоточен на эмоциональном реализме ухаживаний Джеймса Бонда (Джордж Лэзенби) и его последующей женитьбы на Трейси ди Виченцо (Дайана Ригг). Меньшее внимание к технологиям совпало с появлением нового актера, и эта тенденция будет часто повторяться. Однако по другим причинам изменение тональности, пожалуй, было ожидаемым.
Автор «Бонда» Ян Флеминг писал «На секретной службе Ее Величества» в загородном доме «Голденай» на Ямайке, пока неподалеку снимали «Доктора Ноу». Книга была опубликована первого апреля 1963 года, в день начала съемок фильма «Из России с любовью». Менее выраженный в «На секретной службе» акцент на гаджетах можно рассматривать как возможный выпад Флеминга против того, что он считал растущей зависимостью кинематографического Бонда от новейших технологий.

Космическая гонка и размер бюджета
После фильма «На секретной службе Ее Величества» Коннери вернулся в еще один фильм студии Eon Productions. «Бриллианты навсегда» (1971), как и «Живешь только дважды», был основан на космической тематике. Далее фильм «Живи и дай умереть» (1973) — дебют Роджера Мура в роли Бонда — был несколько более приземленным. Это первая часть франшизы, в которой не фигурирует мастер гаджетов Кью (которого в «Докторе Ноу» называют майором Бутройдом).
Однако растущую зависимость от технологий можно увидеть в фильмах с Муром 1970-х, и кульминацией стал «Лунный гонщик» (1979), на который сильно повлияли «Звездные войны» (1977). Здесь агент 007 отправляется... в космос. Следующий фильм Мура, «Только для твоих глаз» (1981), как отметил режиссер Джон Глен, стал «возвращением к истокам Бонда». Глобальный экономический кризис 1980-1982 годов способствовал такому изменению тональности.

Бюджет фильма «Только для твоих глаз» был меньше, чем у «Лунного гонщика», поэтому создателям пришлось действовать по примеру своего главного героя. Бонд применил «новаторский» подход, использовав свои шнурки, чтобы подняться на отвесную скалу в Греции.
В последних нескольких фильмах Роджера Мура есть примеры сложной связи Бонда с технологиями, например, история о компьютерном микрочипе в «Виде на убийство» (1985). Но следующая часть — «Искры из глаз» (1987) — вернулась к более суровому образу агента из романов, и акцент был сделан на классическом шпионском искусстве. После захватывающего начала в Гибралтаре повествование переносится в Братиславу, где Тимоти Далтон помогает генералу КГБ бежать на Запад.
Бондиана вернулась к истокам
Далтон ушел после «Лицензии на убийство» (1989), в которой заметно влияние высокобюджетных голливудских боевиков 1980-х. Франшиза взяла шестилетний перерыв и вернулась уже в информационной эпохе. Кибертеррористическая история «Золотого глаза» (1995), дебютного фильма Пирса Броснана в роли Бонда, полностью обязана широкому интересу к зарождающимся интернет-субкультурам.

В последнем фильме Броснана «Умри, но не сейчас» (2002) был показан Aston Martin, способный становиться невидимым, что критики и зрители сочли настоящим провалом. Атмосфера, сложившаяся после 11 сентября привела к появлению более жесткого боевика, главным героем которого был Джейсон Борн. Невидимый Aston Martin и образ компьютерного Бонда, скользящего среди цифровых айсбергов, не совсем соответствовали постмиллениумной геополитике.
И тут появился Дэниел Крейг, а франшиза решительно заявила о намерении действовать в настоящем. В «Казино "Рояль" (2006) сократили использование компьютерной графики и отказались от чрезмерного технологического волшебства, характерного для предыдущих частей.

Отсутствие Кью в дебютном фильме Крейга впервые со времен «Живи и дай умереть», казалось, подтверждало ощущение «возвращения к истокам». Когда персонаж наконец появился в третьем фильме Крейга «007: Координаты "Скайфолл" (2012), он (в исполнении Бена Уишоу) заметил Бонду: "Вы ожидали взрывающуюся ручку? Мы этим больше не занимаемся".
В преддверии очередного перезапуска франшизы возникает вопрос о том, будет ли новый фильм вдохновлен актуальными технологиями. Возможно, Вильнев воспользуется своим научно-фантастическим опытом, отточенным в «Прибытии» (2016), «Бегущем по лезвию 2049» (2017) и успешных фильмах серии «Дюна» (2021-2024)... Однако с учетом шума вокруг ИИ-угрозы, возможно, бондиане стоило бы действительно отказаться от навороченных гаджетов, чтобы выделиться.