Про «без спойлеров» мы, честно сказать, пошутили. Ленты, в которых чаще всего снимается Стетхем, априори лишены какой-либо интриги: неслучайно в фан-сообществе говорят, что большинство проектов актера можно легко отнести к отдельному киножанру — «фильмы с Джейсоном Стетхемом». Посудите сами: из года в год Джейсон примеряет на себя разные профессии и без особых усилий расправляется со злодеями — он может быть перевозчиком, механиком, пчеловодом или и вовсе строителем. О последнем виде деятельности, к слову, пойдет речь в «Мастере».
Старомодный боевик для фанатов Джейсона Стетхема: каким получился фильм «Мастер» и стоит ли его смотреть?

Сюжет фильма «Мастер» без спойлеров

По сюжету картины герой Стетхема, Левон Кейд, как это частенько бывает, — военный в отставке (он — экс-морпех с удивительными боевыми навыками). Сейчас мужчина работает прорабом в скромной строительной фирме и ночует в пикапе, экономя на аренде жилья, — он откладывает все свободные средства на гонорары юристам, которые пытаются сохранить ему опеку над дочерью Мерри (Айла Ги). Она же находится на попечительстве у властного и, как мы видим из экспозиции, токсичного деда — отца покойной супруги Кейда. Обстоятельства авторы объяснят, но они не особо-то и важны.

Тем временем у владельцев конторы и заодно близких друзей нашего героя (их играют Майкл Пенья и Ноэми Гонсалес) случается трагедия. Некто — на самом деле, члены русской мафии — похищают их дочь Дженни (Арианна Ривас). Угадайте, кто спустя уговоры и фирменное «Я больше никогда к этому не вернусь» возьмется за спасение девушки. Все верно: строитель Левон стряхнет пыль с винтовки и возьмет необходимое колюще-режущее, чтобы мастерски расправиться с бандитами и вернуть девушку домой.
Почему «Мастер» понравится старым фанатам Стетхема
«Мастер» — это кино исключительно жанровое, а его существование было бы невозможным без главного актера, самого Джейсона Стетхема. Его герой — это типичный мститель с солдатским бэкграундом, черно-белой моралью и заготовленной пачкой крутых фраз. С одной стороны, Левон Кейд — настоящий отморозок, но с другой — обычный представитель среднего класса, который хочет наладить свой быт, вернуть несправедливо отобранного ребенка и ужиться с ПТСР. В общем, если убрать из этого уравнения главное слагаемое в виде легенды экшенов и сократить 40-миллионный бюджет в несколько раз, то получится боевичок категории «В» о жажде месте.

И здесь въедливый зритель справедливо заметит, что «Мастер» для жанра не предлагает ничего нового. Схожая художественная конструкция работала у раннего Сталлоне, Шварценеггера и ко., а в последние годы кинематографисты если и упражнялись в боевиках, то старались подходить к историям менее линейно. Тот же «Джон Уик» пусть и привлекал внимание масс захватывающими боевыми сценами, но все же предлагал зрителю множество отсылок к философским учениям. А, например, «Манкимэн», который Дев Патель представил в прошлом году, изобиловал религиозно-мифологическими подтекстами. Можно вспомнить и «Немую ярость» Джона Ву 2023 года — хоть размышлять там было и не над чем, автор подарил зрителям стильный, бескомпромиссно жестокий фильм о возмездии.


«Мастер» на их фоне откровенно проигрывает, однако, кажется, что ему и не стоит предъявлять претензий в части визуальной старомодности и общей легкомысленности. Проект, как, впрочем, и предыдущий фильм Эйра и Стетхема «Пчеловод», вообще ни на что не претендует: здесь нет социального комментария и визионерских решений, зато есть четкий набор Statham-movies — армейский рукопашный бой, пыточные сцены средней жестокости, патетичные и одновременно нелепые диалоги и слабый уровень оппозиции для Джейсона (в определенный момент глава картеля даже начинает называть угрюмого решалу дьяволом). Проще говоря, зрители получили зрелище из начала нулевых, которое могло выйти на DVD-диске и отправиться к ним на полки рублей так за 120.
Сколько заработает «Мастер» в прокате?
Режиссер Дэвид Эйр, который около 10 лет назад оглушительно провалился с «Отрядом самоубийц», понял, что делать и как на этом зарабатывать. «Пчеловод», так же не отличавшийся сюжетной выразительностью, умудрился собрать в мировом прокате 162 миллиона долларов (и это при скромном бюджете в 40). Новое творение творческого дуэта тоже идет неплохо: при вероятном успехе «Мастер» и вовсе может разрастись до полноценной франшизы — в серии Диксона более 10 романов.

Сейчас «Мастер» возглавляет американский прокат с 15,2 миллионами долларов — таким образом, он сместил с первой строчки «Белоснежку», которую уничтожили не только зрители, но и критики. В мировом бокс-офисе фильму Эйра удалось заработать 30 миллионов и, скорее всего, он финиширует сравнительно успешно (особенно с учетом отсутствия внятной конкуренции). Стоит ли ждать от картины схожих показателей с «Пчеловодом» — вопрос открытый. При этом интерес аудитории к каноничным боевикам со Стетхемом все еще неоспорим: его фильмы не меняются, как не меняется (и практически не стареет) сам актер. Возможно, такими они нам и нужны — застывшими во времени, по которому мы иногда скучаем.