Когда появилась информация, что американскую версию «Игры в кальмара» может поставить Дэвид Финчер, сразу же стало понятно: нас ждет не просто адаптация, а как минимум, очень качественный сериал, а как максимум — нечто, что изменит индустрию. Финчер — мастер психологических триллеров. «Бойцовский клуб», «Семь», «Социальная сеть», «Исчезнувшая» — это только малая часть его работ.
Спин-офф «Игры в кальмара»: чем так крут Дэвид Финчер, который может снять американскую версию сериала

Мастер психологических триллеров
В своем творчестве режиссер исследует темные стороны человеческой натуры. Не абстрактное зло, а то, что рождается внутри нас. Именно поэтому его герои редко борются с внешним врагом, чаще — с самим собой. Они погружаются вглубь себя через вину, страх, травмы, чтобы попытаться понять: что внутри сломалось? И можно ли это исправить? Режиссера пугает не чудовище под кроватью, а тот факт, что сам человек может однажды стать этим чудовищем. А ни это ли, согласитесь, одна из главных тем «Игры в кальмара» — можно ли победить дракона и остаться человеком?

Финчер не стремится успокоить зрителя. Напротив — задача режиссера, по его же словам, сделать так, чтобы нам было некомфортно. И он достигает этого с помощью разных приемов. В его картинах свет не просто создает атмосферу, он разделяет мир на черное и белое. Холодные синие оттенки — это тьма, а теплый свет — лампы, свечи, окна — появляется лишь там, где человек еще способен любить и заботиться о ком-то другом, кроме себя. Любопытно, что солнечный свет у Финчера почти всегда про тревогу. Он не приносит облегчения, а наоборот, будто разоблачает, подсвечивает то, что лучше бы осталось в тени.

По-особенному Финчер работает и с камерой. Она в его фильмах, словно хищник, выбирающий момент для атаки. Камера повторяет движения героев, замирает вместе с ними, поворачивается в нужный момент — и все это идеально синхронизировано. Ради одной сцены Финчер может делать десятки дублей, добиваясь совпадения движений актера и камеры.

Особое место в его методе занимает компьютерная графика. Например, в «Социальной сети» спецэффектов было больше, чем в «Годзилле». Но в случае Финчера они служат исключительно сюжету, а не наоборот. Его цифровые эффекты не отвлекают внимание, они стирают границу между реальным и вымышленным. Даже кровь в его фильмах — нарисованная. Не из прихоти, а ради эффективности: чтобы не прерывать съемки на грим.
Главный контрол-фрик Голливуда
Еще одна особенность Дэвида Финчера — перфекционизм. Его называют главным контрол-фриком Голливуда. Вот вам один из примеров. Помните первую сцену «Социальной сети», где Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) спорит со своей девушкой в баре? На нее ушло 99 дублей. Или «Зодиак»: Джейк Джилленхол играл одержимого расследованием карикатуриста Роберта Грейсмита и доходил до отчаяния, когда одну и ту же сцену приходилось делать по 90 раз. «Финчер рисует актерами. Очень нелегко быть краской», — признавался Джек.

Финчер — человек, который может потратить два съемочных дня на сцену длиной в пять секунд. Почему? Потому что может. И потому что знает, что если хоть что-то в кадре будет неправильным, это разрушит всю историю. Для «Зодиака» он настоял, чтобы каждая сцена опиралась исключительно на подтвержденные полицейские отчеты. В итоге даже настоящий детектив, потративший 20 лет на расследование, признался, что Финчер смог открыть ему глаза на многие вещи.

Все это звучит слегка безумно, но мастер объясняет свой подход тем, что в проект было вложено слишком много труда и средств, чтобы позволить хоть чему-то пойти не так. Именно такой режиссер и нужен «Игре в кальмара», чтобы переформатировать саму суть шоу, а на просто перенести его на другой материк.
Революционер индустрии
Многие уже, наверное, забыли о таком сериале, как «Карточный домик». Однако он один из самых революционных проектов в XXI веке. Это был далеко не первый оригинальный сериал, созданный для стриминговой платформы, и даже не первый у Netflix. Но именно «Карточный домик» стал первым шоу с цифровой платформы, номинированным на «Эмми». Он показал, что онлайн-контент может не просто конкурировать с эфирным и кабельным телевидением, а задавать новые стандарты качества. И в этом революционном прорыве огромную роль сыграл Дэвид Финчер.

В 2013 году потоковое видео уже существовало, но только «Карточному домику» удалось показать, что стриминговый сериал — это полноценный арт-проект, а не просто развлечение. Другие платформы, такие как Hulu и Amazon, тоже запускали оригинальные шоу до этого, но им не хватало одного — опытных и проверенных шоураннеров, которым зрители доверяют.
Безусловно, главным автором «Карточного домика» был драматург Бо Уиллимон, но именно Финчер срежиссировал первые два эпизода — дебют в мире телевидения, но какой! Его внимание к деталям и желание делать все идеально задали тон всему шоу, и зрители сразу это почувствовали. Вместе с Netflix Финчер помог перенести телевидение в новую эру, в которой потоковые сервисы стали полноправными игроками в индустрии.

Через несколько лет, в 2019 году Дэвид Финчер вместе с Тимом Миллером и Netflix запустил новаторский проект — анимированный альманах «Любовь. Смерть. Роботы».Еще один пример того, как режиссер двигает индустрию вперед, экспериментируя с форматами и жанрами.
Последние два года, по инсайдерской информации, Финчер работает над американской версией «Игры в кальмара». И ожидается, что спин-офф не будет просто пересказом оригинала, а расширит уже созданную вселенную. Официальных подтверждений пока нет, но одно ясно точно: с таким мастером, как Финчер, мы можем ожидать нечто действительно особенное.