Сиди и смотри: как хоррор стал главным жанром современности

История развития ужасов — в материале Men Today.
Никита Прунков
Никита Прунков
Сиди и смотри: как хоррор стал главным жанром современности
GettyImages

На заре кинематографа хоррор-жанр считался откровенной маргинальщиной, а даже самые заметные работы с приставкой «ужасы» удостаивались внимания лишь от киногиков. Впоследствии картины из этой категории избавились от насмешливого штампа B-movie, попали на фестивали и заслужили одобрение критиков и миллионов зрителей по всему миру. Только в 2024-м на «Оскар» в разных номинациях претендовали нашумевший боди-хоррор «Субстанция» Корали Фаржа и пронзительная скандинавская лента «Девушка с иглой» Магнуса фон Хорна. Как изменился жанр за последние годы и почему за ним непременно стоит следить — в материале Мen Тoday.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От немецкого экспрессионизма до слэшеров

Первые фильмы ужасов, как и вообще все киноленты, появились в конце XIX века — снимали их по готическим романам, а выглядели они как полутеатральные постановки с актерами в безумном гриме (что, впрочем, не мешало процессу запугивания впечатлительных зрителей). Широкое распространение эти картины получили после Первой мировой войны: «Кабинет доктора Калигари» (1920) и «Носферату» (1922) ознаменовали появление немецкого экспрессионизма, а «Дракула» и «Франкенштейн» очертили коммерческий потенциал жанра. Ближе к середине прошлого века, после окончания Второй мировой, наступила новая эра хорроров — тогда определились основные герои и образы, а к исследованию зомби, оборотней и вампиров прибавились новые, менее тривиальные темы (например, страх третьей кряду войны, ядерного оружия, инопланетного вторжения и мутировавших монстров).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Кабинет доктора Калигари», 1920 год
GettyImages
«Франкенштейн ", 1931 год
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1960-х «первый министр страха» Альфред Хичкок выпустил культовый «Психо», а Роман Полански представил «Ребенка Розмари» — именно эти фильмы стояли у истоков хоррор-революции. Ко всему прочему, в конце того же десятилетия в Голливуде наконец отменили кодекс Хейса — этот этический инструмент запрещал изображение наготы и насилия, использование ненормативной лексики, высмеивание духовенства и многое-многое другое, что, как казалось законодателям, противодействовало ценностям американского народа. И вот, когда тиски цензуры ослабели, каноничных ужастиков стало в разы больше. В 70–80-х они заполонили кинопрокат — тогда же вышли «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов» и другие легенды ужасов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Психо», 1960 год
GettyImages
«Ребенок Розмари», 1968 год
Кинопоиск

Примечательно, что все эти картины можно назвать каноническими слэшерами, в свою очередь выросшими из итальянского джалло 60-х (если коротко, то джалло — это поджанр, для которого характерна смесь триллера, хоррора и эротики). Слэшер же — его американский побратим — по своей сути такой же представитель эксплуатационного кино, где основная тема (в нашем случае — убийства) оказывается важнее художественной целостности произведения. Если вспомнить культовые слэшеры своего времени, станет ясно, откуда у современных зрителей недоверие к жанру. Большинство из этих лент были объединены общими тропами, сюжетами и мотивами, которые в определенный момент стали и вовсе штампами. Вы их очень хорошо знаете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Техасская резня бензопилой», 1974 год
Кинопоиск
«Пятница 13-е», 1980 год
Кинопоиск

В основном действие слэшеров разворачивалось вокруг группы подростков: они приезжали за город, где начинали выпивать, заниматься сексом и всячески нарушать все родительские рекомендации. Затем в тинейджерский досуг внезапно вклинивался местный маньяк — он начинал убивать парней и девушек в порядке их тяги к гедонизму. Выживали те, чьи моральные устои были крепче чужих: как правило, это целомудренная девушка (даже появился термин — final girl). Среди других особенностей можно вспомнить вступительное убийство темнокожего героя — с внед-рением политкорректности хоррор-мейкеры от этой абсурдной привычки отказались.

«Настоящий фильм ужасов можно снять практически даром. Ужас не имеет ничего общего со спецэффектами. Не надо путать страх с удивлением — ведь именно за удивление сегодня приходится больше всего платить».
Джордж Ромеро

Как появились умные ужасы

За 20–30 лет фильмов в поджанре слэшер авторы разного калибра сняли если не миллионы, то тысячи. Объяснить такой интерес режиссеров несложно: из-за многолетней экономии они научились работать прижимисто, снимать малоизвестных актеров и затрачивать минимальное количество средств на маркетинг. Таким образом, картины со смехотворным производственным бюджетом могли не просто окупиться, а стать кассовым суперхитом — например, «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» 1999 года, стоившая Дэниелу Мирику и Эдуардо Санчесу всего 60 тысяч долларов, заработала в прокате почти 250 миллионов. Хотя это не слэшер, а все же хоррор-мокьюментари.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, такой успех ждал не каждый фильм ужасов. Более того, ближе к нулевым классические слэшеры уже набили оскомину — зрителям куда больше нравился «Крик» Уэса Крэйвена, который деконструировал жанр, в открытую иронизируя над знаковыми клише (он, подобно «Криминальному чтиву» Тарантино, был соткан из цитат и шаблонов лент прошлой декады). Тем временем жанр ужасов в целом переживал кризис: с одной стороны, некоторые франшизы собирали неплохую кассу («Пила», «Заклятие» и др.), но с другой — их все еще не принимали кинокритики и некоторые зрители. Из-за засилья чересчур жестоких поверхностных картин (многие пытались повторить успех «Пилы») ряд кинолюбителей воспринимали хоррор как низкое, дешевое, неинтеллектуальное направление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Крик», 1996
Кинопоиск
«Пила: Игра на выживание», 2004
Кинопоиск

Разумеется, такое отношение было не вполне справедливым, ведь изобретательные фильмы ужасов выходили всегда: начиная с «Сияния» Кубрика и заканчивая той же «Ведьмой из Блэр», принесшей в раздел псевдодокументальный стиль. Однако окончательно авторы этих картин получили признание лишь в 2010-х с приходом новой волны — или, иначе говоря, с момента появления постхорроров. Новый поджанр избавился от паттернов попсовых ужастиков, обрел неспешный медитативный стиль, поэтичность и философские подтексты. Тотчас хорроры перестали действовать с позиции мгновенного шока, сместив фокус угрозы на второй план. Авторы артовых хорроров — те же Роберт Эггерс, Ари Астер или Джордан Пил — не пытаются развлечь зрителя с помощью аттракциона страха, напротив, играя с его полутонами и показывая сложные отношения между людьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Солнцестояние», 2019 год
Кинопоиск
«Маяк», 2019 год
Кинопоиск

В эпоху новых фильмов ужасов, отказавшихся от конвенциональных скримеров, монстров и прочих надоевших инструментов, жанр наконец легитимизировался в глазах общественности. Теперь хорроры открыто и прямо рассуждают о неравенстве, политических и социальных проблемах наравне с фестивальными драмами. Тот же «Собиратель душ» задумывается о бессмертии зла, «Субстанция» обличает состояние индустрии, а «Девушка с иглой» говорит об опасности запретов на аборты. При этом будет преступной несправедливостью сказать, что умное страшное кино появилось только в новом столетии. Так называемые картины elevated horror существовали и раньше, просто теперь их научились презентовать и продавать (за это стоит сказать спасибо студиям A24 и Neon). Они, кажется, подсадили на страшно модный тренд весь мир.