Михаил Калатозов вошел в историю кино как автор, пожалуй, главной советской драмы ХХ века — «Летят журавли». Правда, на родине картину после выхода на экраны разнесли в пух и прах: лично Никита Хрущев обвинил ленту в «идеологической ошибочности». Но пока в Союзе гремели партийные лозунги, за рубежом все были в восторге от работы Калатозова. Продюсер Игнац Моргенстерн приобрел права на прокат фильма во Франции, где его посмотрели более 5,4 миллиона человек. В ГДР он занял пятое место в рейтинге самых популярных картин, собрав 2,8 миллиона зрителей.
Русский след: триумф нашего кино в Каннах

Михаил Калатозов

Клод Лелуш, автор драмы «Мужчина и женщина», был особенно восхищен фильмом Калатозова. В своей автобиографии он поставил его рядом с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса (многие авторитетные критики считают картину лучшей в истории) и «Наполеоном» Абеля Ганса. В 1957 году, будучи 19-летним оператором-документалистом, Лелуш приехал в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Там судьба привела его в павильон «Мосфильма», где Калатозов показал начинающему кинематографисту 20 минут чернового монтажа ленты. Эти кадры произвели на юного француза такое впечатление, что по возвращении домой он сразу же позвонил директору Каннского кинофестиваля, заявив: «Калатозов снимает шедевр».

Так, в том числе благодаря Лелушу, фильм попал в конкурсную программу Каннского фестиваля. Во Франции «Летят журавли» представляли Татьяна Самойлова и оператор Сергей Урусевский. Калатозов остался дома после перенесенного инфаркта.
«Уже почти полфильма прошло, а в зале полная тишина... Мы вжались в кресла, в голове стучало: "Неужели они не поняли? Почему молчат?" А потом я решилась оглянуться — а все плачут, и женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами. В конце уже все плакали, не стесняясь, потом устроили овацию», — вспоминала Самойлова.
Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» — единственную в истории советского полнометражного кино. Самойлова удостоилась от жюри награды за женскую роль, обойдя Софи Лорен, а Сергей Урусевский был награжден Призом высшей технической комиссии Франции. В СССР успех соотечественников встретили с холодным равнодушием — новость о победе заслужила лишь небольшую заметку в «Известиях».
Андрей Тарковский
Тарковский был частым гостем Каннского фестиваля. В 1969 году на Лазурном берегу состоялась премьера «Андрея Рублева». Картина о судьбе русского иконописца вызвала бурю споров — за границей ее приняли с восторгом, а в СССР сочли слишком мрачной и антипатриотичной. В результате фильм сначала увидели европейцы, и только спустя два года он дошел до советского зрителя, да и то в цензурированной версии. Жюри Канн отметило фильм призом международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).

В 1972 году Тарковский привез на фестиваль «Солярис» — научно-фантастическую драму по мотивам романа Станислава Лема. Картина, которая с первых кадров погружает в раздумья, моментально завоевала сердца критиков, а жюри отдало ей Гран-при, наградив Серебряной пальмовой ветвью. Однако несмотря на успех, Лему картина не понравилась.
«"Солярис" — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот», — признавался писатель.

Сюжет разворачивается вокруг загадочной планеты Солярис, покрытой живым океаном, который, возможно, обладает разумом. На орбитальной станции вдруг начинают происходить странные события. Разобраться в этом отправляют психолога Криса Кельвина. Однако вместо ответов он сталкивается с собственными страхами и воспоминаниями.
Кроме «Соляриса» и «Андрея Рублева», в Каннах в разное время также были показаны и отмечены призами «Ностальгия», «Жертвоприношение» и «Сталкер» — последний фильм Тарковского, снятый им в СССР.

Андрей Звягинцев
Еще один частый гость Каннского фестиваля — наш современник Андрей Звягинцев. В 2011 году он представил здесь «Елену» — картина получила восторженные отзывы критиков, которые назвали ее одной из важнейших лент последних лет.

Примечательно, что «Елену» включили в программу каннского конкурса «Особый взгляд» буквально в последний момент. Показ ленты объявили на церемонии закрытия — обстоятельства, при которых надеяться на награду, как правило, не стоит. Однако жюри под руководством Эмира Кустурицы нарушило правила игры и вручило фильму специальный приз. В 2012 году лента попала в список «11 самых важных фильмов года» по версии The New York Times и возглавила рейтинг критиков на Metacritic с результатом 87 из 100 баллов. Такой успех подогрел интерес к следующей работе Звягинцева — «Левиафан».

Его премьера состоялась на 67-м Каннском фестивале в основной конкурсной программе. Картину отметили призом за лучший сценарий. А в 2015 году «Левиафан» завоевал «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Три года спустя Звягинцев привез на Лазурный берег «Нелюбовь» — историю пары, которая разводится. Интересно, что лента была создана без государственного финансирования, и еще до окончания съемок права на ее показ по всей Европе были проданы. В Каннах «Нелюбовь» получила приз жюри — третью по значимости награду фестиваля.

Кантемир Балагов
Кантемир Балагов — один из самых ярких представителей нового поколения российских режиссеров. Его путь начался в мастерской Александра Сокурова. В 2017 году на Каннском фестивале Балагов представил свой дебютный фильм «Теснота». За эту работу он получил приз «Особый взгляд».

Второй фильм закрепил этот успех. В 2019-м Кантемир вернулся в Канны с картиной «Дылда». Россиянин удостоился очередного приза «Особый взгляд» и награды за лучшую режиссуру. Фильм даже отправили от России на «Оскар»: он вошел в шорт-лист, но победить не смог. Сюжет разворачивается в послевоенном Ленинграде, измученном войной. Это история о двух женщинах-фронтовичках, которые пытаются снова научиться жить. Главные роли сыграли дебютантки Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина.

В 2021 году Кантемир шагнул в мир крупных западных проектов: ему доверили снять пилотный эпизод сериала «Одни из нас». Однако режиссер покинул шоу из-за творческих разногласий. Хотя, по его словам, большая часть отснятого им материала осталась в итоговой версии первой серии. В этом году Балагов начал съемки картины «Варенье из бабочек». В главных ролях задействованы такие звезды мирового кино, как Барри Кеоган и Райли Кио.
