Когда Ларс фон Триер выпускает новый фильм, он неизменно раздражает тысячи людей по всему миру и вызывает восторг тех, кто, как и он, влюблен в кино. Это естественная составляющая его творчества — спорного, противоречивого, скандального, жестокого, свободного, терапевтичного и неизменно превращающегося в культовую классику.
Режиссеру Ларсу фон Триеру 69 лет: с чего начать знакомство с великим и ужасным

Ларс фон Триер: травма и любовь

Сегодня Триер, страдающий болезнью Паркинсона, находится в специализированном центре по уходу и, возможно, уже никогда ничего не снимет. Недавнюю церемонию открытия выставки в копенгагенской Nikolaj Kunsthal, посвященной его наследию, режиссер смог посетить только по видеосвязи благодаря бывшей жене. Такая беспомощность резко контрастирует с образом того, кого привычно считать по-настоящему великим.
Неподготовленному зрителю может быть непросто начать знакомиться с фильмами фон Триера. Или же, наоборот, их как раз и стоит смотреть именно таким чистым взглядом. Как в декабре 2003 года, когда российская театральная публика была сломлена и подавлена финальной сценой «Танцующей в темноте» на большом экране. Но эта травма в итоге переросла в большую любовь.

Мы составили список фильмов Ларса фон Триера, с которых можно начать знакомство с его творчеством, углубляясь все дальше в кроличью нору.
«Меланхолия», 2011 год
Точка входа

Центральная часть «Депрессивной трилогии» Ларса фон Триера, в которую также входят «Антихрист» (2009) и «Нимфоманка» (2013). Этот фильм привычно рассматривают как самый личный фильм режиссера, который сразу же после премьеры был провозглашен шедевром. Картина принесла Кирстен Данст приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.

Сюжет «Меланхолии» следует за глубоко подавленной Джастин (Кирстен Данст) и ее сестрой Клэр (Шарлотта Генсбур), которые пытаются осмыслить свою жизнь и отношения. В это время голубая планета-сирота Меланхолия мчится к Земле, угрожая уничтожить цивилизацию. Конечно же, это аллегория, а не научная фантастика с ее взрывными визуальными эффектами. Оценив картину, написанную фон Триером посреди собственной депрессии, вы, вероятно, поймете безнадежный и жуткий стиль его работы.
«Танцующая в темноте», 2000 год
Обязательно к просмотру

На рубеже веков Ларс фон Триер снял «Танцующую в темноте» с Бьорк в главной роли. Этот фильм в последующие годы был омрачен многими противоречиями, но считается одним из величайших в истории. На Каннском фестивале Бьорк была удостоена призом за лучшую женскую роль, но позже рассказала, что съемки были для нее слишком тяжелыми. По ее словам, фон Триер подвергал свою главную актрису физическому и вербальному насилию на съемочной площадке.

Бьорк играет Сельму, работницу фабрики, которая в 1960-х годах эмигрировала в США из Чехии. Она очарована музыкальным театром, но медленно слепнет из-за болезни и бежит от неизменной судьбы в творчество. Это трагедия, визуально вдохновленная — но не соответствующая его правилам — натуралистического движения «Догма 95», которое режиссер основал с датчанином Томасом Винтербергом.
«Нимфоманка», 2013 год
Фильм, который видели все

За три года до этого фон Триер растрогал зрителей в Каннах до слез «Меланхолией», а в 2014-м вернулся на Берлинский кинофестиваль с большим полотном на тему сексуальности. Итоговая версия длилась четыре с половиной часа, поэтому режиссеру пришлось разделить фильм на две части. Концепция «Нимфоманки» настолько ошеломляющая, что зацепила всех от киноснобов до таблоидов. Привлеченные провокационными постерами, билеты на долгие сеансы покупали даже максимально далекие от триеровской эстетики.

Картина охватывает почти всю жизнь женщины по имени Джо, которая самостоятельно диагностировала у себя нимфоманию. После нападения на улице она рассказывает свою историю и историю своей сексуальности спасшему ее холостяку. Фильм положил начало карьере Стейси Мартин, а кастинг включил список настоящих икон артхауса от Шарлотты Генсбур и Умы Турман до Стеллана Скарсгарда и Уиллема Дефо.
«Догвилль», 2003 год
Недооцененная жемчужина

Когда вы раз за разом снимаете максимально дерзкие и скандальные фильмы, как Ларс фон Триер, даже самые дикие сюжеты могут показаться привыкшей публике скромными. Показательным примером стал «Догвилль», в котором Николь Кидман сыграла Грейс Маллиган.

Героиня скрывается от жестоких гангстеров и находит безопасность в маленьком городке в горах Колорадо. Здесь проживает всего пятнадцать человек, с которыми Грейс заключает сделку. Чтобы оставаться анонимной, она должна подчиниться жителям, став для кого-то служанкой, а для кого-то рабыней. Это весьма неортодоксальный фильм продолжительностью три часа. При этом ничего в нем не отвлекает зрителя от происходящего на экране: съемки прошли на сцене практически без декораций.