От Клинта Иствуда до Греты Гервиг: почему актеры становятся режиссерами?

Творческий контроль и желание реализовать нестандартные задумки — не единственные мотивы артистов, оказавшихся по ту сторону камеры.
Никита Прунков
Никита Прунков
Заместитель главного редактора Men Today
От Клинта Иствуда до Греты Гервиг: почему актеры становятся режиссерами?
Кинопоиск
Содержание

В конце июня вышел трейлер драмеди «Свадьба моей мамы» — это дебютный фильм актрисы Кристин Скотт Томас (вы можете знать ее по участию в картине «Английский пациент»). Тем временем главную роль в ее ленте исполнила Скарлетт Йоханссон, чей режиссерский дебют состоялся немного раньше — в мае этого года на Каннском кинофестивале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За последние десятилетия профессиональные актеры и актрисы все чаще оказывались по ту сторону камеры — иногда результат получался вполне удовлетворительным и даже отличным (вспомните работы Бена Аффлека, Джеймса Франко и Греты Гервиг), а порой — по меньшей мере удручающим (вряд ли кто-то будет пересматривать ленты, снятые Джонни Деппом, или единственный «опус» Николаса Кейджа).

Тем не менее тенденция наметилась давно и многим зрителям интересно, почему артистов так тянет к режиссерскому креслу? Попробуем ответить на этот вопрос и заодно вспомнить лучшие трансферы из каста в авторский состав.

Почему режиссеры идут в кино?

На сегодняшний день актеры регулярно пробуют себя в режиссуре и нередко добиваются успеха. Более того, многих из них вы вряд ли помните в актерском амплуа: взять ту же Грету Гервиг, которая еще до широкого признания с «Леди Берд» снималась в инди-фильмах (а затем, как вы знаете, стала самой кассовой женщиной-режиссером в истории, собрав почти 1,5 миллиарда долларов со своим фем-манифестом «Барби»). Среди более ранних примеров можно вспомнить великих Клинта Иствуда, Такеши Китано и Джона Кассаветиса — все они с легкостью совмещали работу в кадре и за ним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Непрощенный» Клинта Иствуда
Кадр из фильма «Непрощенный» Клинта Иствуда
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объяснить тягу актеров к созданию собственных лент не так уж и сложно. Прежде всего, большинство состоявшихся артистов, работая с именитыми авторами, рано или поздно накапливают богатый опыт — к этому моменту они уже знают, как устроен производственный процесс и каков вклад сценариста, оператора, художника по костюмам и других специалистов в итоговый материал. Понимание внутренней кухни, помноженное на желание рассказывать личные истории, нередко приносит свои плоды. Прибавьте к этому тотальный творческий контроль, которого ряду исполнителей так не хватает во время съемок. К слову, из-за его отсутствия актеры-перфекционисты усложняют работу остальной группе — тот же Эдвард Нортон частенько конфликтовал с авторами из-за того, что вмешивался в сценарные вопросы и монтаж картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эдвард Нортон в фильме «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту
Эдвард Нортон в фильме «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту
Кинопоиск

Разве не проще стать продюсером и получить творческий контроль?

Здесь возникает логичный вопрос — а нужно ли учиться на режиссера и принимать на себя бремя творца, рискуя снять проходное кино? Тем более, что в Голливуде уже давно распространена практика совмещения актерства и продюсерства: например, Чарли Чаплин в первой половине прошлого века основал студию United Artists — так, он умудрялся играть главные роли в своих фильмах, контролировать их производство и экономику (правда, он все же их и режиссировал). Продюсерский метод предполагает усиленный надзор и позволяет артистам зарабатывать в разы больше, ведь к привычному гонорару добавляется прибыль от кассовых сборов картины. Впрочем, для получения полного контроля актерам-продюсерам порой приходится привлекать личные средства, либо находить сторонних инвесторов. Ко всему прочему, на них ложится ряд административных задач — а это одновременно управление съемочной группой, ведение бюджетов и соблюдение дедлайнов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Великий диктатор» Чарли Чаплина
Кадр из фильма «Великий диктатор» Чарли Чаплина
Кинопоиск

Таким образом, желающие как можно шире реализовать свои творческие задумки актеры решают пойти по пути режиссерскому: во-первых, роль постановщика хочешь-не хочешь, а в киносообществе считается более значимой (и в художественном смысле свободной); во-вторых, режиссерские и продюсерские риски отличаются принципиальным образом. Как правило, постановщиков немейнстримного кино больше волнует авторская репутация и художественная целостность проекта, нежели финансовый аспект — они могут снимать экспериментальные картины, нацеленные на фестивальный успех, а не отклик у как бы непритязательной публики. При этом актеру, в особенности востребованному, куда проще начать режиссерскую карьеру хотя бы потому, что к его проекту априори будет приковано пристальное внимание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Горе-творец» Джеймса Франко
Кадр из фильма «Горе-творец» Джеймса Франко
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джон Фавро, известный многим как человек, снявший «Железного Человека» и «Книгу джунглей», тоже начинал с работы в кадре — вот, как он объясняет феномен перехода артистов к новому ремеслу. «Участие успешного актера [в создании проекта] может облегчить продюсерам поиск финансирования. У них есть определенная маркетинговая ценность, которая обеспечивает доверие инвесторов и позволяет им без лишних рисков давать деньги. Они определенно могут привлечь аудиторию», — заключил Фавро. Ко всему прочему, артисты, обросшие крупной фан-базой, имеют колоссальное количество связей в шоу-бизнесе (начинающим авторам они, разумеется, недоступны) — благодаря этому, актеры-режиссеры могут быстрее достигать договоренностей со студиями, нанимать главных профессионалов индустрии и приглашать других звезд класса «А».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За кем из актеров-режиссеров стоит следить?

Как мы отметили ранее, актеры, совмещающие два рода деятельности, существовали всегда: при этом сейчас мы столкнулись с засильем молодых режиссеров, которые не стесняются пробовать себя в новой ипостаси. Ниже — небольшая подборка, после ознакомления с которой вы точно будете знать, за кем из новоявленных (или сравнительно непопулярных) авторов стоит следить.

Дисклеймер: в список не попали опытные актеры-режиссеры вроде Софии Копполы, Мэла Гибсона, Бена Аффлека, Анджелины Джоли, Ксавье Долана, Джеймса Франко, Джоди Фостер, Бена Стиллера, Джорджа Клуни и др. — об их вкладе в кинематограф вы наверняка и так наслышаны.

🎥 Актрису Оливию Уайлд знают по ролям в картинах «Время» и «Трон: Наследие», а также благодаря участию в культовом сериале «Доктор Хаус». Тем временем режиссерская версия Уайлд уже успела собственноручно снять два полных метра — комедию «Образование» (про отличниц, узнавших, что их одноклассники-раздолбаи так же поступили в престижные вузы, и решивших наверстать упущенное) и сай-фай драму «Не беспокойся, дорогая» (после премьеры в Венеции критики встретили ее прохладно). В обозримом будущем Оливия планирует поставить сатирическую комедию «Приглашение», вдохновленную испанским фильмом «Соседи сверху», — в ней примут участие Сет Роген, Пенелопа Крус, Эдвард Нортон и сама Уайлд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Не беспокойся, дорогая»
Кадр из фильма «Не беспокойся, дорогая»
Кинопоиск

🎥 Актер Джесси Айзенберг получил порцию славы после съемок в финчеровской «Социальной сети», а спустя 12 лет подтвердил свою состоятельность уже в качестве режиссера. Его первая работа — камерный инди-фильм «Когда ты закончишь спасать мир» с Джулианной Мур и Финн Вулфхардом — исследовала отношения матери и сына, жаждущих каждый по-своему изменить общество. Вторая лента — «Настоящая боль» с Кираном Калкиным и самим Айзенбергом в главных ролях — смело заходит не только на территорию внутрисемейных, но и исторических травм (картина посвящена двум братьям, по-разному переживающим боль, связанную с памятью о родственниках — жертвах Холокоста). Фильм получил восторженные отзывы критиков и две номинации на «Оскар». Дальше — больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Настоящая боль»
Кадр из фильма «Настоящая боль»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

🎥 Джона Хилл в представлении не нуждается: его актерское наследие сформировали роли в «Мачо и ботане», «Superперцах», «Волке с Уолл-стрит» и «Человеке, который изменил все». Впрочем, в 2018-м Джона, мечтавший с раннего детства заниматься райтерской работой (он хотел попасть в сценарную группу «Симпсонов»), впервые снял собственный фильм — ностальгическую драму о скейтерах под названием «Середина 90-х». Хиллу удалось представить удивительно зрелое, стилистически цельное для дебютанта кино, сделанное с большой любовью. Спустя несколько лет Хилл поставил документальный фильм «Стац: Инструменты успеха» при поддержке Netflix, а теперь собирается снять комедию о разнояйцевых близнецах, которые остались без денег состоятельных родителей. Он получил рабочее названиее Cut Off. Не пропустите!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Середина 90-х»
Кадр из фильма «Середина 90-х»
Кинопоиск

🎥 Раз уж мы по касательной вспомнили Скарлетт Йоханссон во вступительной части материала, то и в заключении ее обойти не можем — тем более, что полнометражный дебют актрисы довольно тепло встретили российские и зарубежные критики. Сотрудничество с выдающимися современными авторами (а в резюме Скарлетт и впрямь золотой пантеон: там Вуди Аллен, братья Коэн, София Коппола, Кристофер Нолан и Люк Бессон) взрастило в артистке искренний порыв к созданию авторского кино. Так и родилась «Великая Элеанор» — тихое и чуткое кино про 90-летнюю женщину, которая после смерти лучшей подруги решает переехать из Флориды в Нью-Йорк, чтобы начать жизнь заново. Профильные журналисты уверены, что проба пера позволит Йоханссон совершить плавный переход из категории кинозвезд первого эшелона в разряд амбициозных режиссеров.

Кадр из фильма «Трудности перевода» Софии Копполы
Кадр из фильма «Трудности перевода» Софии Копполы
Кинопоиск