В конце июня вышел трейлер драмеди «Свадьба моей мамы» — это дебютный фильм актрисы Кристин Скотт Томас (вы можете знать ее по участию в картине «Английский пациент»). Тем временем главную роль в ее ленте исполнила Скарлетт Йоханссон, чей режиссерский дебют состоялся немного раньше — в мае этого года на Каннском кинофестивале.
От Клинта Иствуда до Греты Гервиг: почему актеры становятся режиссерами?

За последние десятилетия профессиональные актеры и актрисы все чаще оказывались по ту сторону камеры — иногда результат получался вполне удовлетворительным и даже отличным (вспомните работы Бена Аффлека, Джеймса Франко и Греты Гервиг), а порой — по меньшей мере удручающим (вряд ли кто-то будет пересматривать ленты, снятые Джонни Деппом, или единственный «опус» Николаса Кейджа).
Тем не менее тенденция наметилась давно и многим зрителям интересно, почему артистов так тянет к режиссерскому креслу? Попробуем ответить на этот вопрос и заодно вспомнить лучшие трансферы из каста в авторский состав.
Почему режиссеры идут в кино?
На сегодняшний день актеры регулярно пробуют себя в режиссуре и нередко добиваются успеха. Более того, многих из них вы вряд ли помните в актерском амплуа: взять ту же Грету Гервиг, которая еще до широкого признания с «Леди Берд» снималась в инди-фильмах (а затем, как вы знаете, стала самой кассовой женщиной-режиссером в истории, собрав почти 1,5 миллиарда долларов со своим фем-манифестом «Барби»). Среди более ранних примеров можно вспомнить великих Клинта Иствуда, Такеши Китано и Джона Кассаветиса — все они с легкостью совмещали работу в кадре и за ним.

Объяснить тягу актеров к созданию собственных лент не так уж и сложно. Прежде всего, большинство состоявшихся артистов, работая с именитыми авторами, рано или поздно накапливают богатый опыт — к этому моменту они уже знают, как устроен производственный процесс и каков вклад сценариста, оператора, художника по костюмам и других специалистов в итоговый материал. Понимание внутренней кухни, помноженное на желание рассказывать личные истории, нередко приносит свои плоды. Прибавьте к этому тотальный творческий контроль, которого ряду исполнителей так не хватает во время съемок. К слову, из-за его отсутствия актеры-перфекционисты усложняют работу остальной группе — тот же Эдвард Нортон частенько конфликтовал с авторами из-за того, что вмешивался в сценарные вопросы и монтаж картин.

Разве не проще стать продюсером и получить творческий контроль?
Здесь возникает логичный вопрос — а нужно ли учиться на режиссера и принимать на себя бремя творца, рискуя снять проходное кино? Тем более, что в Голливуде уже давно распространена практика совмещения актерства и продюсерства: например, Чарли Чаплин в первой половине прошлого века основал студию United Artists — так, он умудрялся играть главные роли в своих фильмах, контролировать их производство и экономику (правда, он все же их и режиссировал). Продюсерский метод предполагает усиленный надзор и позволяет артистам зарабатывать в разы больше, ведь к привычному гонорару добавляется прибыль от кассовых сборов картины. Впрочем, для получения полного контроля актерам-продюсерам порой приходится привлекать личные средства, либо находить сторонних инвесторов. Ко всему прочему, на них ложится ряд административных задач — а это одновременно управление съемочной группой, ведение бюджетов и соблюдение дедлайнов.

Таким образом, желающие как можно шире реализовать свои творческие задумки актеры решают пойти по пути режиссерскому: во-первых, роль постановщика хочешь-не хочешь, а в киносообществе считается более значимой (и в художественном смысле свободной); во-вторых, режиссерские и продюсерские риски отличаются принципиальным образом. Как правило, постановщиков немейнстримного кино больше волнует авторская репутация и художественная целостность проекта, нежели финансовый аспект — они могут снимать экспериментальные картины, нацеленные на фестивальный успех, а не отклик у как бы непритязательной публики. При этом актеру, в особенности востребованному, куда проще начать режиссерскую карьеру хотя бы потому, что к его проекту априори будет приковано пристальное внимание.

Джон Фавро, известный многим как человек, снявший «Железного Человека» и «Книгу джунглей», тоже начинал с работы в кадре — вот, как он объясняет феномен перехода артистов к новому ремеслу. «Участие успешного актера [в создании проекта] может облегчить продюсерам поиск финансирования. У них есть определенная маркетинговая ценность, которая обеспечивает доверие инвесторов и позволяет им без лишних рисков давать деньги. Они определенно могут привлечь аудиторию», — заключил Фавро. Ко всему прочему, артисты, обросшие крупной фан-базой, имеют колоссальное количество связей в шоу-бизнесе (начинающим авторам они, разумеется, недоступны) — благодаря этому, актеры-режиссеры могут быстрее достигать договоренностей со студиями, нанимать главных профессионалов индустрии и приглашать других звезд класса «А».
За кем из актеров-режиссеров стоит следить?
Как мы отметили ранее, актеры, совмещающие два рода деятельности, существовали всегда: при этом сейчас мы столкнулись с засильем молодых режиссеров, которые не стесняются пробовать себя в новой ипостаси. Ниже — небольшая подборка, после ознакомления с которой вы точно будете знать, за кем из новоявленных (или сравнительно непопулярных) авторов стоит следить.
🎥 Актрису Оливию Уайлд знают по ролям в картинах «Время» и «Трон: Наследие», а также благодаря участию в культовом сериале «Доктор Хаус». Тем временем режиссерская версия Уайлд уже успела собственноручно снять два полных метра — комедию «Образование» (про отличниц, узнавших, что их одноклассники-раздолбаи так же поступили в престижные вузы, и решивших наверстать упущенное) и сай-фай драму «Не беспокойся, дорогая» (после премьеры в Венеции критики встретили ее прохладно). В обозримом будущем Оливия планирует поставить сатирическую комедию «Приглашение», вдохновленную испанским фильмом «Соседи сверху», — в ней примут участие Сет Роген, Пенелопа Крус, Эдвард Нортон и сама Уайлд.

🎥 Актер Джесси Айзенберг получил порцию славы после съемок в финчеровской «Социальной сети», а спустя 12 лет подтвердил свою состоятельность уже в качестве режиссера. Его первая работа — камерный инди-фильм «Когда ты закончишь спасать мир» с Джулианной Мур и Финн Вулфхардом — исследовала отношения матери и сына, жаждущих каждый по-своему изменить общество. Вторая лента — «Настоящая боль» с Кираном Калкиным и самим Айзенбергом в главных ролях — смело заходит не только на территорию внутрисемейных, но и исторических травм (картина посвящена двум братьям, по-разному переживающим боль, связанную с памятью о родственниках — жертвах Холокоста). Фильм получил восторженные отзывы критиков и две номинации на «Оскар». Дальше — больше.

🎥 Джона Хилл в представлении не нуждается: его актерское наследие сформировали роли в «Мачо и ботане», «Superперцах», «Волке с Уолл-стрит» и «Человеке, который изменил все». Впрочем, в 2018-м Джона, мечтавший с раннего детства заниматься райтерской работой (он хотел попасть в сценарную группу «Симпсонов»), впервые снял собственный фильм — ностальгическую драму о скейтерах под названием «Середина 90-х». Хиллу удалось представить удивительно зрелое, стилистически цельное для дебютанта кино, сделанное с большой любовью. Спустя несколько лет Хилл поставил документальный фильм «Стац: Инструменты успеха» при поддержке Netflix, а теперь собирается снять комедию о разнояйцевых близнецах, которые остались без денег состоятельных родителей. Он получил рабочее названиее Cut Off. Не пропустите!

🎥 Раз уж мы по касательной вспомнили Скарлетт Йоханссон во вступительной части материала, то и в заключении ее обойти не можем — тем более, что полнометражный дебют актрисы довольно тепло встретили российские и зарубежные критики. Сотрудничество с выдающимися современными авторами (а в резюме Скарлетт и впрямь золотой пантеон: там Вуди Аллен, братья Коэн, София Коппола, Кристофер Нолан и Люк Бессон) взрастило в артистке искренний порыв к созданию авторского кино. Так и родилась «Великая Элеанор» — тихое и чуткое кино про 90-летнюю женщину, которая после смерти лучшей подруги решает переехать из Флориды в Нью-Йорк, чтобы начать жизнь заново. Профильные журналисты уверены, что проба пера позволит Йоханссон совершить плавный переход из категории кинозвезд первого эшелона в разряд амбициозных режиссеров.
