От Джона Макклейна до Теда Лассо: как мужчинам разрешили быть «слабыми» в кино

Эмоции как новая суперспособность.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
От Джона Макклейна до Теда Лассо: как мужчинам разрешили быть «слабыми» в кино
IMDB.COM
Рассказываем, как менялся образ настоящего мужчины в кинематографе.
Содержание

1990-е: эпоха мускулов и кулаков

Начало 90-х в массовом кино — это эпоха боевиков. Настоящий мужчина тех лет — это тот, кто никогда не покажет слабость, он всегда уверен в себе и готов бороться с любыми трудностями. Эмоции для него под запретом, ведь мужчина должен решать проблемы, а не обсуждать их. На сцену выходят такие звезды боевых искусств и экшн-фильмов, как Жан-Клод Ван Дамм, Сильвестр Сталлоне, Брюс Уиллис и, конечно же, Арнольд Шварценеггер. Эти ребята были машинами для убийства — гора мышц, железная воля и, скажем так, отсутствие излишней глубины. Настоящий мужчина тогда — всегда побеждает врага, спасает мир и не рефлексирует над тем, как же тяжело ему это далось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Брюс Уиллис в фильме «Крепкий орешек»
Брюс Уиллис в фильме «Крепкий орешек»
Кинопоиск

В это же время на экранах начинает появляться новый тип героя. Он больше не качается в спортзале с утра до вечера. Этот мужчина смешной, странный и немного нелепый. Джим Керри, Робин Уильямс, Адам Сэндлер и их герои приближены к жизни и завоевывают сердца зрителей своим чувством юмора и искренностью. В комедиях мужчине разрешают быть неудачником, иметь слабости и странные привычки, но говорить об их уязвимости всерьез общество пока не готово.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Адам Сэндлер в фильме «Большой папа»
Адам Сэндлер в фильме «Большой папа»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И только к концу десятилетия начинает постепенно трансформироваться образ настоящего мужчины. Атлеты с железными торсами и каскадерскими подвигами уходят на второй план, теперь недостаточно быть только сильным, мужчине не помешает и интеллект. Например, в фильме «Люди в черном» (1997) героя Уилла Смита берут на службу в секретную академию, поскольку ему удалось продемонстрировать не только силу, но и блеснуть умом. Нео (Киану Ривз) из «Матрицы» (1999) и вовсе задаст тренд в кино на следующее десятилетие на незаурядные интеллектуальные способности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Киану Ривз в фильме «Матрица»
Киану Ривз в фильме «Матрица»
Кинопоиск

В конце двадцатого столетия наконец-то перестанут игнорировать чувства мужчин, их борьбу с ожиданиями общества и внутренними противоречиями. Именно в это время начинается кризис классической маскулинности. Над этой темой размышляет Дэвид Финчер в «Бойцовском клубе» (1999). Эмоциональная изолированность, попытка главного героя найти свою силу через насилие и разрушение — все это отражает напряженность времени. «Мы созданы для того, чтобы быть охотниками, а живем в обществе любителей шопинга. Больше не нужно убивать, не с чем бороться, нечего преодолевать и исследовать»,скажет в интервью режиссер картины. К концу столетия мужчины перестали быть охотниками, однако общество продолжало требовать от них соответствовать этой роли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эдвард Нортон в фильме «Бойцовский клуб»
Эдвард Нортон в фильме «Бойцовский клуб»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концепция эмоциональной открытости и признания уязвимости в 90–х только начнет зарождаться. При этом общество долго еще не будет готово отказаться от прежних представлений о настоящем мужчине. С одной стороны, продолжат существовать стереотипы о силе и мужественности, с другой — активно будут появляться новые идеалы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2000-е: интеллект и харизма

В 2000 году на экраны выходит «Американский психопат» — он продолжил тему токсичной маскулинности. У Патрика Бейтмана (Кристиан Бэйл) идеальное тело, успешная карьера, роскошный образ жизни, но за всем этим скрывается пугающая пустота. Гипертрофированное стремление героя быть лучшим мужчиной превращает его в чудовище. Бейтман не способен испытывать эмоции, его жизнь — череда пустых удовольствий и кровавых преступлений. Он — квинтэссенция маскулинности, которую прежде воспевали в кино, теперь же она объект сатиры.

Кристиан Бэйл в фильме «Американский психопат»
Кристиан Бэйл в фильме «Американский психопат»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом же году идею мужской неуязвимости возводит в абсолют М. Найт Шьямалан в картине, которая так и называется — «Неуязвимый». Персонаж Брюса Уиллиса в прямом смысле этого слова неприкасаем. Однако фильм напоминает, что абсолютная сила тоже имеет свою цену. Контрастом становится антагонист в исполнении Сэмюэля Л. Джексона, чья хрупкость подчеркивает уязвимость человеческой природы.

Роберт Дауни младший в фильме «Железный человек»
Роберт Дауни младший в фильме «Железный человек»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В это же время новой суперсилой становится ум. Герои теперь покоряют мир не только с помощью кулаков, но и интеллекта. Например, Фрэнк Эбегнейл (Леонардо ДиКаприо) из «Поймай меня, если сможешь» (2002) или Тони Старк (Роберт Дауни младший) в «Железном человеке» (2008). Теперь — в век технологий — быть глупым просто неприлично. Даже романтические комедии подстраиваются под этот тренд. Вспомним Колина Ферта в роли Марка Дарси в «Дневнике Бриджит Джонс» (2001). Его образ интеллигентного, немного чопорного джентльмена становится альтернативой прежним героям «рубаха-парень». Дарси не кричит о своей силе, но доказывает ее поступками и умением быть эмоционально зрелым. Хотя, правды ради, он и в морду Дэниелу Кливеру (герою Хью Гранта) может дать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2000-х годах образ настоящего мужчины перестает быть односложным. Вместо этого он становится более реалистичным, сочетая в себе силу, интеллект, харизму и хорошие манеры.

Колин Ферт в фильме «Дневник Бриджит Джонс»
Колин Ферт в фильме «Дневник Бриджит Джонс»
IMDB.COM

2010-е: долой стереотипы и неуязвимость

В 21 века темп жизни заметно ускоряется, а вместе с ним и кинематограф. Ему приходится не только угождать зрителям, но и реагировать на изменения в обществе, удивлять техническими приемами и справляться с огромной конкуренцией. Идеальный мужчина в кино, следуя духу времени, впервые становится по-настоящему многогранным. Он может быть каким угодно: сильным, уязвимым, веселым или даже жалким. Это разнообразие — главный тренд этого десятилетия и последующих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь разрешают показывать эмоции даже мужчине-супергерою, но все еще крайне редко. Например, в обновленной версии «Людей Икс» (2011) Магнето, которого играет Майкл Фассбендер, оплакивает свою мать, погибшую в Холокосте. А вот в «Мстителях: Финал» (2019) за три часа экранного времени, наоборот, мужские персонажи с железным лицом будут подавлять эмоции в моменты горя, по-прежнему пытаясь соответствовать правилу «мужчины не плачут».

И только в «Логане» (2017) Джеймс Мэнголд лишит героя мифического ореола. Постаревший Росомаха, медленно умирающий от отравления адамантием, теряет ключевую черту гипертрофированной маскулинности — абсолютную неуязвимость.

Хью Джекман в фильме «Логан»
Хью Джекман в фильме «Логан»
Кинопоиск
Джеймс Бонд больше не будет прежним: как изменится франшиза об агенте 007 после перехода творческого контроля Amazon

Шварценеггер и Кэмерон поругались на съемках Терминатора из-за фразы, которая вскоре стала культовой. О чем был спор?

Как Брюс Уиллис чуть не погиб на съемках первой части «Крепкого орешка»

2020-е: эмоции — новая суперсила

Джейсон Судейкис в сериале «Тед Лассо»
Джейсон Судейкис в сериале «Тед Лассо»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня мужчины в фильмах уже не воспринимаются как бесчувственные «герои». Они открыты для изменений, самокритичны и активно ломают стереотипы токсичной маскулинности. Прекрасный пример — сериал «Тед Лассо» (2020), который стал настоящим культурным феноменом, предложив зрителям совершенно новый тип мужского персонажа. Это история о том, как герои учатся справляться с внутренними конфликтами, принимать свои эмоции и слабости, а не подавлять их.

Главный герой сериала, Тед Лассо (Джейсон Судейкис), ломает стереотипы, показывая, что мужчина может быть добрым, эмпатичным, мягким и эмоционально открытым, не теряя при этом своей силы и лидерских качеств. Проект уделяет большое внимание психическому здоровью, особенно через призму мужской маскулинности. Герои открыто говорят о своих страхах, травмах и эмоциональных проблемах, что делает их только сильнее.