Обратный эффект: как «Белый лотос» меняет наше отношение к моде, туризму и богатым людям

Несмотря на то, что изначально шоу критиковало привилегированный класс, по итогу «Белый лотос» лишь простимулировал премиум-туризм.
Никита Прунков
Никита Прунков
Заместитель главного редактора Men Today
Обратный эффект: как «Белый лотос» меняет наше отношение к моде, туризму и богатым людям
HBO
Содержание

Уже культовый проект HBO «Белый лотос» идет на четвертый сезон. Пока о продолжении сатирического шоу известно не так много, однако авторам сейчас и не до этого — у них 23 номинации на предстоящей 77-й премии «Эмми» и крайне высокие шансы что-либо выиграть (хотя конкуренты как минимум крепкие: среди них — «Разделение», «Киностудия», «Одни из нас», «Переходный возраст» и другие).

Так или иначе, с точки зрения влияния на масскульт с «Белым лотосом» тягаться сложно — мы уже рассказывали, как устроен проект Майка Уайта, но теперь решили сосредоточиться на определенных аспектах. Например, на том, как третий сезон сериала повлиял на туристический бум, наш гардероб (а также литературные предпочтения) и отношение к привилегированному классу. Теперь обо всем по порядку.

Как «Белый лотос» стал культурным феноменом

Дабы не вдаваться в сюжетные подробности (вы наверняка и так все знаете), для начала мы предлагаем разобраться с жанровой формой сериала — ведь предельно ясно, что перед нами не классический детектив в живописном сеттинге. Да, на первый взгляд, «Белый лотос» вписывается в рамки поджанра «whodunit» («Кто это сделал?»): то есть, мы знаем, что убийство произошло, и теперь главная задача — понять, кто за него ответственен. Для этого авторы вроде Конан Дойля и Агаты Кристи «раскидывали» по произведению пасхалки и разного рода подсказки.

Третий сезон самого эстетичного сериала последних лет: каким получился новый «Белый лотос»?
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шоураннер «БЛ», Майк Уайт, в свою очередь, пошел по другому пути: его в меньшей степени интересует криминальная линия и куда больше — сами персонажи, их характеры и трансформации. Каждый из трех сезонов шоу по-своему высмеивал богачей, помещая их в, скажем прямо, не самые благоприятные обстоятельства. Сразу же после премьеры шоу справедливо окрестили частью eat the rich-тренда (ведь здесь, как и в «Паразитах», «Солтберне» или новом «Рипли» нехило доставалось обеспеченным белым). Однако назвать «Лотос» прямолинейной злободневной сатирой язык не повернется — сценаристы не вешают ярлыки и не делают однозначных выводов.

Слухи о четвертом сезоне «Белого лотоса» подтвердились: что сейчас известно о продолжении сериала
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ко всему прочему, авторы не решаются принимать чью-либо сторону: им с руки критиковать богатых и бедных, посмеиваться над либералами и консверваторами, снобами и людьми непритязательными, культурой «осознанности» и теми, кто наотрез ее не принимает. В конечном счете Уайту не так важны политические предпочтения и бытовые привычки своих героев: постепенно погружая их в пучину жизненных неурядиц и более мрачные события, он приходит к неутешительным выводам — истинное лицо человека формируют не только взгляды и социальный статус. В его истории, как и в жизни, даже самый отторгающий богатей может переизобрести себя, а добродушный работник гостиницы опуститься до заводских настроек первого.

HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сериал влияет на наши вкусы

Как мы заметили ранее, ключевое преимущество шоу — это герои с выпуклыми характерами и наличие умеренного морального релятивизма. Однако, помимо этого, «БЛ» заслуживает внимания благодаря грамотному смешению жанров (комедия, драма, детектив, триллер) и непревзойденному визуальному оформлению: нарочито вылизанная картинка рифмуется с образом жизни персонажей, а их практически идеальные аутфиты только подчеркивают превосходство внешнего над внутренним. Тем временем герои шоу стали своего рода иконами стиля: чего только стоят лысеющий Рик в исполнении Уолтона Гоггинса или атлетичный мажор Сэксон, которого сыграл Патрик Шварценеггер.

Как одеться в стиле героев «Белого лотоса»: готовые луки для отпускного гардероба

Как одевается Патрик Шварценеггер — новая звезда «Белого лотоса»
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они, как и персонажи предыдущих сезонов, задают определенный стандарт каникулярных образов. Художница по костюмам Алекс Бовэйард, работающая в проекте с самого старта шоу, рассказала, что в последний раз делала ставку на «громкую роскошь» (антипод «тихой роскоши», где превалирует сдержанная элегантность). В полной мере ее идею выразила зажиточная семья Рэтлиффов из Северной Каролины, которая выглядит так, как будто только «сошла со страниц каталога Ralph Lauren». Помимо модных трендов, которые диктуют герои «БЛ», в сети пользуются спросом и их литературные пристрастия: фанаты шоу с удовольствием берут книги любимцев в поездки и не только, чтобы лучше понять их философию (кто-то перечитывает Фицджеральда, а кто-то зачитывается современным нон-фикшеном вроде «Кругом одни нарциссы. Как оградить себя от токсичных личностей» Томаса Эриксона).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

Как «Белый лотос» создает туристический бум

Несмотря на то, что изначально шоу активно критиковало привилегированный класс, — по крайней мере, такое ощущение складывалось после выхода первого сезона — по итогу «Белый лотос», напротив, простимулировал премиум-туризм в местах съемок (а это Гавайи, Сицилия и Таиланд). Для понимания, бронирования трех отелей Anantara на Пхукете и Самуи, которые авторы задействовали в третьем сезоне, выросли аж на 180%. По словам генерального директора Minor International (материнской компании Minor Hotels, владеющей сетью Anantara) Диллипа Раджакариера, его команда готова предложить постояльцам отдых, аналогичный тому, что они видели в сериале. Такой пакет услуг даже получил название «Пробуждение лотоса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Anantara

В этой связи напрашивается мысль о явном противоречии идеологии Уайта и политики HBO — стриминговый сервис с огромным удовольствием коллаборирует с роскошными отелями, а также косметическими- и фэшн-брендами (хотите коллекцию Kiehl’s или капсулу H&M совместно с «БЛ» — welcome). Однако обвинять авторов в непоследовательности не стоит: пусть они отчасти и критикуют культуру потребления, за маркетинг отвечает все же канал. Журналисты, обратившие внимание на проблему концептуальных расхождений, как правило, ругают HBO и гостиницы в злоупотреблении положением: мол, в погоне за финансовой выгодой и бронированиями они опустошают природные ресурсы острова. Тем не менее туризм — это одна из основных частей экономики Таиланда. И именно «Лотос», пусть и на короткий промежуток времени, но помог привлечь к курортным регионам новых гостей.

Anantara