В конце мая на Apple TV+ вышел новый приключенческий блокбастер Гая Ричи — «Источник вечной молодости». Как и предыдущие полнометражные работы постановщика (речь о фильмах, снятых после 2011 года), проект вызвал неоднозначную реакцию у профильных журналистов — у «Источника» неприлично низкие 35% «свежести» на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. При этом на стриминговой платформе у ленты отличные показатели — ей удалось стать самой популярной премьерой весны и удержаться в топах почти 100 стран.
(Не)большой куш: что не так с новыми фильмами Гая Ричи и почему нам больше нравятся его сериалы?


Мы не разделяем восторга зрителей Apple TV+ и искренне считаем, что Ричи, как автор масштабных кинопроектов, довольно давно исписался. Однако за заслуги в сериальной форме (речь о «Джентльменах» и «Гангстерленде») Гая Ричи, напротив, хочется похвалить. Что происходит с карьерой британца и почему ему удается снимать успешные проекты для стримингов, но проваливаться в создании полных метров? Разбираемся.
Как Гай Ричи воспел пацанскую культуру и стал культовым

Если по каким-то причинам вы не смотрели «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» или «Рок-н-рольщика», наверняка их видели 90% ваших родственников и друзей. Не секрет, что Гай Ричи, несмотря на наличие английского паспорта, режиссер вполне русский народный — и на территории РФ у британца особенно преданная фан-база благодаря нескольким факторам. Во-первых, он эстетизировал преступный мир примерно в то же время, когда на экраны отечественных кинотеатров выходили оба «Брата», «Бумер» и «Жмурки» (а по телевизору гремела «Бригада»). Во-вторых, фильмы режиссера не официально, но с большой любовью переводил Гоблин — в отличие от большинства коллег, Пучков и команда старались не избегать крепкой лексики и скрупулезно адаптировали фирменный английский юмор.

Персонажи Ричи обладали схожими чертами с российскими героями поколения Сашей Белым и Данилой Багровым (хотя сам режиссер в изобретательности тому же Балабанову объективно уступал): это такие же простые, но обаятельные парни с района, которые хотят выбиться в люди и потому не чураются брать в руки огнестрельное. Ко всему прочему, автор с особым усердием описывал быт преступников — здесь и азартные игры, и бесконечные пьянки в пабах, и «стрелки» с конкурирующими бандами, чередующиеся общением с красотками (иногда, к слову, вполне роковыми: вспомните ту же Стеллу из «Рок-н-рольщика»). Прибавьте к этому хлесткие диалоги, революционный для своего времени клиповый монтаж и вереницу сюжетных поворотов. В общем, идеальное развлекательное кино — стильное, продуманное, несложное для понимания и, главное, очень веселое.

В какой момент карьера Ричи свернула не туда?
Впрочем, настолько трепетное отношение к лентам Ричи было не везде и не у всех. Если в России режиссер умудрился сколотить многомиллионный фан-клуб, то в тех же штатах его частенько критиковали — например, называли «вторым Тарантино» (намекая на вторичность) и относили его работы к исключительно жанровому кино для непритязательной аудитории. И если до 2010-х подобные отзывы можно было отнести к разряду снобистских, то со временем Ричи тейки кинообозревателей подтвердил. В новой декаде он успешно стартовал с сиквелом «Шерлока» и провалился с «Агентами А.Н.К.Л.» (фильм заработал чуть больше 100 миллионов при бюджете в 75), а затем подписался на экшен-авантюру «Меч короля Артура».

К сожалению режиссера, его поджидало второе кряду фиаско — журналисты средневековый блокбастер не оценили, заметно подпортив репутацию разгромными рецензиями (отсюда ничтожные 148 миллионов долларов при производственном бюджете в 175). И пусть «Меч» не претендовал на историчность, даже при всех авансах и условностях он получился откровенно средним — сюжет оказался предсказуемым, а герои недостаточно проработанными. На этом британец мог завершить вояж в Голливуде, но все же решился на очередной эксперимент — так, он поставил диснеевский ремейк «Аладдин». С художественной точки зрения в ленте не осталось и следа от стиля Гая, однако младшему поколению переосмысление классики «зашло». «Алладин» пробил отметку в 1 миллиард в прокате, став главным хитом в карьере Ричи.

Почему Гай Ричи — средний режиссер, которого мы все равно любим
Как только Ричи вновь почувствовал почву под ногами, он решил поумерить амбиции и вернуться к тому, что умеет делать лучше всего — снимать залихватские криминальные комедии со звездами первого (и почти первого) эшелона. В итоге он представил «Джентльменов» — возможно, лучший полнометражный проект режиссера с момента выхода «Шерлока Холмса», — а после несколько незамысловатых боевичков со Стэйтемом и бедного родственника «Бесславных ублюдков» (иначе описать «Министерство неджентльменских дел» не получается). Волнообразная карьера Ричи привела его в точку, где он от поисков нового творческого «Я» не просто отказался, а на бессознательном уровне стал их бояться.

Именно по этой причине к большинству последних картин Ричи сложно относиться серьезно: режиссер не стесняется закидывать зрителей однообразными сюжетами, хорошо заученными стилистическими фишками и уже отнюдь не острыми диалогами. И хоть его фильмы нередко проваливаются в прокате, они умудряются восполнять разницу после релиза на стриминговых платформах. Страсть к онлайн-кинотеатрам, к слову, — важное увлечение Ричи, которое в итоге породило симпатичное ответвление в его резюме. За последние несколько лет Гай поставил два крепких сериала (спин-офф одноименной ленты «Джентльмены» и «Гангстерленд») — оба про криминальные кланы и нелегальную торговлю запрещенными веществами.

И «Джентльмены», и «Гангстерленд» — синонимичные в повествовании, выборе тем и, разумеется, юморе — смогли сколотить приличную зрительскую базу и получить сравнительно теплую прессу. И здесь многие бы воскликнули, мол, Ричи вернулся: наконец, перед нами десятки захватывающих бриткрайм эпизодов с харизматичными бандитами, не самыми тривиальными поворотами и знакомой мрачной атмосферой. Но есть нюанс: в обоих проектах Ричи режиссировал и писал только первые два эпизода — развивали и доводили до ума истории его менее изнуренные сумасшедшим графиком коллеги. Гай Ричи, который сегодня больше видится ремесленником, нежели творцом (в продуктивности с ним может посоревноваться разве что Сарик Андреасян — а это сравнение не в пользу англичанина), кажется, просто-напросто устал.

Впереди у Ричи запланировано как минимум пять проектов — и не все из них про излюбленных преступников. Хочется верить, что в реализации будущих работ его поддержат не менее талантливые коллеги. В противном случае, на седьмом десятке никто и не вспомнит, что режиссера на полном серьезе сравнивали с великим Квентином Тарантино.