Лихие 90-е вернулись: почему российское кино снова погружает нас во мрак?

В последнее время один за другим на экраны выходят сериалы о 1990-х и о российской безнадеге. На этой неделе стартовала вторая глава «Лихих» — семейной драмы Юрия Быкова. Что же заставляет современных кинематографистов возвращаться к этой эпохе, и почему именно сегодня это время находит такой отклик у зрителя? Разбираемся в материале.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Лихие 90-е вернулись: почему российское кино снова погружает нас во мрак?
Кинопоиск
Содержание

О чем снимали в России в начале нулевых

Кадр из фильма «Брат-2» (2000)
Кадр из фильма «Брат-2» (2000)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново выстраивался кинопрокат, а на месте умерших советских институций спешно формировались новые. Однако в кино, как и в обществе, еще долго сохранялась инерция девяностых. Самые заметные картины начала нулевых так или иначе крутились вокруг темы криминала. «Брат-2», «Бригада», «Антикиллер», «Бумер» — эти фильмы стали продолжением разговора о лихих временах. Данила Багров, отправившийся покорять Америку, был все тем же питерским парнем с автоматом, а герои «Бандитского Петербурга» продолжали делить культурную столицу на свои районы.

Кадр из сериала «Бандитский Петербург 2: Адвокат»(2000)
Кадр из сериала «Бандитский Петербург 2: Адвокат»(2000)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако страна постепенно менялась. После переходного ада девяностых экономика росла, зарплаты и потребление тоже. На улицах появлялись новые автомобили, в квартирах — новая мебель, а в прокате — фильмы. И вместе с ростом доходов россияне начали уставать от бесконечного криминального экшена, который еще вчера казался документальной хроникой собственной жизни. Теперь в кино хотелось чего-то другого, и зритель с головой ушел в фантастику.

Кадр из фильма «Дневный Дозор» (2005)
Кадр из фильма «Дневный Дозор» (2005)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2004 году вышел «Ночной дозор» Бекмамбетова. Фильм называли «первым российским блокбастером», и в данном случае это не было рекламным преувеличением. Вампиры на Арбате, маги в коммуналках и компьютерная графика, которая по тем временам казалась чудом, доказали, что российское кино может быть другим. Россия перестала смотреть на себя только через призму бандитской драмы. Теперь кассу собирали не «понятия», а фэнтези. «Дневный Дозор» (2005) выступил не хуже предшественника, и при бюджете в четыре миллиона долларов мировые сборы составили почти 39 миллионов. Успех всех «Дозоров» привлек к фантастике внимание продюсеров. В результате во второй половине 2000-х в России вышло два десятка экранизаций фантастических книг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российское кино в десятых годах

В десятые годы Россия уже окончательно вышла из тени девяностых и окрепла. Если в нулевые экран еще оставался пристанищем для фантомов недавнего прошлого, то теперь зритель, уставший от разрухи и нищеты, не хотел больше рефлексировать на эту тему. Российское кино перестроилось: на место мрачных драм о «выживании» пришли спортивные и военные подвиги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевую роль в этом сыграла культурная политика государства. В 2012 году пост министра культуры занял Владимир Мединский, и очень скоро стало ясно: эпоха «неудобных» фильмов уходит. Министр прямо говорил, что государство не обязано спонсировать картины, показывающие Россию в неприглядном свете. Машина финансирования при нем заработала как часы, но с четким идеологическим фильтром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Сталинград» (2013)
Кадр из фильма «Сталинград» (2013)
Кинопоиск

Символом десятилетия стал «Сталинград» (2013) Федора Бондарчука. Это был первый российский фильм в формате IMAX 3D. Вслед за «Сталинградом» конвейером пошли картины о великом прошлом: «28 панфиловцев» (2016), «Легенда о Коловрате» (2017), «Викинг» (2016), «Битва за Севастополь» (2015), «Батальонъ» (2014), «Собибор» (2018).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пользовались популярностью и спортивные драмы. Весной 2012-го на экраны вышла «Легенда № 17» — картина о хоккеисте Валерии Харламове и советской сборной. Формально — фильм о спорте, но на деле — про вечное противостояние с Западом. Исторические неточности раздражали критиков, но зрителя это мало заботило: фильм стал и коммерческим хитом, и культурным маркером. После «Легенды» на рынок хлынул поток патриотических спортивных и космических драм: «Салют-7» (2017), «Время первых» (2017), «Лед» (2018) и «Движение вверх» (2017).

Кадр из фильма «Легенда № 17» (2012)
Кадр из фильма «Легенда № 17» (2012)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ностальгия по 90-м захватила отечественное кино

Впрочем, патриотические драмы — это была лишь одна сторона прошлого десятилетия. На другой — росло и крепло авторское кино. На международных фестивалях все чаще брали призы фильмы российских режиссеров. «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017) Андрея Звягинцева, «Теснота» (2017) и «Дылда» (2019) Кантемира Балагова, «Лето» (2018) Кирилла Серебренникова — все они представляли Россию не как страну побед, а как страну трещин, одиночества и сломанных судеб. При этом нередко эти картины тоже финансировались Минкультом или «Фондом кино». Однако массовому российскому зрителю такие проекты были не интересны.

Кадр из фильма «Нелюбовь» (2017)
Кадр из фильма «Нелюбовь» (2017)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все изменилось в двадцатые. В нынешнее десятилетие сериалы и фильмы, рассказывающие об ужасах жизни в СССР или в современной России, популярны как никогда. Ностальгия по 90-м стала одним из главных трендов отечественного кино последних лет. Сегодня мы видим на экранах и прямые заимствования культовых образов Балабанова, и попытки выстроить новые мифологии — как это произошло со«Словом пацана». «Аутсорс», «Фишер», «Дети перемен», «Лихие» — сериалы, которые прямо эксплуатируют эстетику 90-х, и зритель охотно погружается в это время.

Кадр из сериала «Аутсорс» (2025)
Кадр из сериала «Аутсорс» (2025)
Кинопоиск
5 российских сериалов, которые стоит посмотреть, если вам понравились «Лихие» и «Слово пацана»

Как одевались в лихие 90-е: разбор гардероба самых опасных мужчин

Другое «Слово пацана»: 5 честных российских сериалов про лихие 90-е

Почему зритель снова выбирает «чернуху»

На первый взгляд, объяснить популярность подобных проектов просто: ностальгия работает. Поколение, родившееся в девяностые, — сегодня платежеспособный зритель. Их детство — это дворы, кассетные магнитофоны, жвачки и первые мобильные телефоны. Все это становится частью визуального языка современного кино. Узнаваемые детали работают надежнее любой драматургии: зритель видит на экране свое детство, и этого достаточно, чтобы почувствовать сопричастность с героями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»(2023)
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»(2023)
Кинопоиск

Однако возвращение к девяностым — это еще и коллективная терапия. В нулевые страна старалась забыть о лихом прошлом, заменить его блокбастерами и фантастикой. В десятые — мы стремились к величию через патриотические мифы о победах. Теперь же, когда настоящее стало тревожным и полным неопределенности, прошлое вновь оказалось востребованным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Лихие»
Кадр из сериала «Лихие»
Кинопоиск

Пытаясь понять 90-е, зритель на самом деле ищет ответы на вопросы о сегодняшнем дне. Именно поэтому так популярны сюжеты взросления в атмосфере турбулентных 90-х годов — время, когда простое счастья люди были вынуждены вырывать из цепких лап обстоятельств. В условиях, когда наша страна снова находится на перепутье, кино о девяностых дает возможность разобраться, почему мы такие и что нам делать дальше.