После неоднозначных «Последних джедаев» в 2017 году Райан Джонсон решил уйти от больших франшиз и вернулся к своим любимым метамодернистским экспериментам.
«Крик» от мира детективов: почему стоит ждать продолжения «Достать ножи»

О чем франшиза «Достать ножи»
Антураж первой части «Достать ножи» отсылает нас к старомодному бульварному детективу, тогда как само содержание фильма полностью соответствует нашим дням. В основе истории лежит классическая детективная завязка: празднование 85-летия знаменитого писателя Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) внезапно заканчивается его смертью. Самоубийство? Возможно. Но в игру вступает частный детектив Бенуа Бланк (Дэниэл Крейг), и все превращается в театр абсурда. Бланк берет себе в напарницы сиделку покойного, Марту (Ана де Армас), которая не может врать без последствий для желудка (при попытке соврать девушку тошнит), и вместе они отправляются распутывать клубок семейных интриг.

Джонсон умудряется взять нафталиновую декорацию классического детектива и превратить ее в площадку для сатиры, где каждый член семьи Тромби — это не просто подозреваемый, но и карикатура на современное американское общество. Автор издевается над элитой, высмеивая страхи богатой белой Америкой перед теми, кто, как кажется, не разделяет ее ценностей. В доме Харлана Тромби сосредоточена вся история США: поколение за поколением, каждый член семьи олицетворяет этапы развития американского общества, с его надеждами, амбициями и пороками.

Действие второй части Джонсон переносит на остров. События «Стеклянной луковицы» происходят во время пандемии коронавируса. Миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) приглашает группу разношерстных товарищей на свой частный остров для участия в игре-головоломке. Среди гостей — дизайнер, стример, политик и даже ученый. Когда один из участников неожиданно погибает, Бенуа Бланк снова берется за дело, а Джонсон начинает свою игру за зрителем.

Как Райан Джонсон меняет жанр
Идея снять современный детектив в стиле классического whodunnit («Кто это сделал?») зародилась у Райана Джонсона после визита в знаменитый Театр Святого Мартина в Лондоне. На его сцене вот уже несколько десятилетий подряд ставят «Мышеловку» Агаты Кристи. Однако Джонсон, автор фильмов «Кирпич» и «Петля времени», известный своим ревизионистским подходом, не мог просто следовать традициям. Он решил исследовать саму структуру жанра, чтобы показать его с новой стороны.
Критиков у whodunnit немало, и одним из них был Альфред Хичкок. Его раздражала сама формула: долгое нагнетание, куча подозреваемых и финальный твист, который часто разочаровывает. Но Джонсон все-таки решил не отказываться от традиций, а обыграть их иначе.
«Я думаю, что лучшие работы избегали этого за счет "другого двигателя" в сюжете. Это не просто сбор улик — там происходит нечто большее. Агата Кристи, например, была настоящим мастером в поиске новых подходов», — рассказал режиссер.

Именно это он взял на вооружение при создании «Достать ножи». С одной стороны, это чистокровный детектив, но в него также вплетены триллер в стиле Хичкока, раскрывающийся где-то на середине пути, и элементы пародии. Это и есть тот самый «другой двигатель», о котором говорил режиссер. Вместо того чтобы строить историю исключительно вокруг поиска убийцы, фильм приглашает зрителя поучаствовать в игре на нескольких уровнях. Автору совсем не интересно рассказывать — кто, ему куда интереснее — зачем.
Ко всему прочему, важная составляющая фильмов Джонсона — юмор. Его всегда удивляло, как серьезно экранизируют детективы, особенно произведения Кристи. «Каждый раз, когда их подают как мрачные, серьезные детективы... А ведь, например, в Пуаро всегда присутствует элемент клоунады. Именно поэтому Питер Устинов — мой любимый Пуаро», — признается режиссер.

Джонсон уверен, что элемент клоунады — ключевой. Именно он позволяет зрителям расслабиться, а фильму сбить их с толку. По мнению автора, когда «зритель видит на экране версию Пуаро, которая слишком острая и проницательная, это неправильно».
«Подход к Бенуа Блану, нашему детективу, строился именно на этом. Придать ему южный акцент, особенно на фоне всех этих старых аристократов из Новой Англии, было очень важным моментом. Кроме того, его раздутое эго — он говорит о себе в третьем лице. Все это — часть образа. Это универсальная черта всех великих фильмов в жанре детективных историй, особенно в формате whodunnit», — рассказал автор.

«Достать ножи» — это Райан Джонсон в своей лучшей форме: дерзкий, остроумный, безумно стильный. Оба фильма выглядят как тщательно собранный пазл из знакомых клише, но к концу оказывается, что это вовсе не та картина, которую зритель себе представлял. Джонсон с размахом вытряхивает пыльные стереотипы жанра, только чтобы уложить их обратно, но под совершенно другим углом.
В каком-то смысле «Достать ножи» можно назвать «Криком» от мира детективов. Он одновременно работает как самодостаточный пример жанра и как его остроумная деконструкция, играющая с клише и архетипами. Зритель, погружаясь в мир запутанных преступлений и ярких персонажей, быстро понимает, что здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Аль Пачино в роли священника и ромком с Педро Паскалем: что смотреть в кино в июне
Мрачный ретро-детектив, по которому мы скучали: каким будет второй сезон «Фишера» и почему стоит пересмотреть первый?
Что известно о продолжении

На этой неделе Netflix представил тизер долгожданного продолжения, и, судя по первым кадрам «Достать ножи: Проснись, мертвец», нас ждет что-то совсем иное. Ранее Райан Джонсон намекнул, что новая глава будет отличаться от прошлых по тональности и тематике.
Дэниэл Крэйг вновь примерит на себя роль харизматичного частного детектива Бенуа Бланка. Компанию ему составят Гленн Клоуз, Джереми Реннер, Джош Бролин, Мила Кунис, Эндрю Скотт, Кейли Спейни и другие.
По словам актера Джеффа Снайдера, производство фильма обошлось в пять раз дороже оригинала. Предположительно, бюджет третьей части составил $200 млн. Премьера запланирована на 12 декабря 2025 года.