Из хоррора в комедию: что не так с фильмом «Одно целое»

Вторая «Субстанция» или все же нет?
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Из хоррора в комедию: что не так с фильмом «Одно целое»
Кинопоиск
На этой неделе в российских онлайн-кинотеатрах вышел боди-хоррор «Одно целое» с Дэйвом Франко и Элисон Бри. Каким получился фильм — в рецензии Men Today.
Содержание

О чем фильм?

Милли (Элисон Бри) и Тим (Дэйв Франко) вместе так много лет, что даже уже и забыли, какими они были до отношений. При этом до свадьбы у них дело все еще не дошло, хотя обоим далеко за 30. Когда Милли, школьная учительница, получает работу в маленьком городке, Тим без раздумий соглашается на переезд. Его музыкальная карьера давно буксует, и большую часть времени он все равно проводит дома, так что терять ему нечего. На прощальной вечеринке перед отъездом Милли решает взять все в свои руки и делает парню предложение. Сначала он не может произнести и слова, и когда Милли теряет всякую надежду, Тим все же соглашается. Казалось бы, все вокруг кричит о том, что этим двоим нужно расстаться. Такие мысли посещают и девушку. Позже сама Милли сформулирует проблему их отношений — любовь, возможно, давно сменилась привычкой, а они этого даже не заметили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

После переезда история приобретает неожиданный оборот. Во время прогулки в лесу Милли и Тим падают в яму и оказываются в подземной пещере, выбраться из которой мешает ливень. Здесь Тим пьет воду из ручья и наутро просыпается одержимым Милли. Их тела начинают «слипаться»: сначала лишь ногами, а потом они получают куда более странную способность — буквально проникать под кожу друг друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже выяснится, что когда-то на этом месте стояла церковь, где хиппи проводили кровавые ритуалы. Спустя время часовня ушла под землю. Правда, как именно это произошло и что стало с сектантами, так и останется тайной для зрителя. Свой культ хиппи строили на платоновском мифе об андрогинах — существах с четырьмя руками и ногами, в которых соединялись мужское и женское начала. За попытку бросить вызов богам, андрогинов разделили надвое. С тех пор люди были обречены искать свою вторую половину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общие впечатления

Впрочем, самая жуткая часть «Одного целого» вовсе не про сектантов, пещеры и кровавые ритуалы. Настоящий ужас начинается там, где заканчиваются личные границы героев. Автор картины Майкл Шэнкс препарирует один из главных страхов в отношениях: жить вместе так долго, что забываешь, кто ты без партнера. Красивый древнегреческий миф об андрогинах тут превращается в иллюстрацию худшего сценария брака.

Франко и Бри играют не столько влюбленных людей, сколько сожителей, которых держит вместе привычка и страх перемен. Их главный вопрос звучит просто: «А где я во всем этом "мы"?» В нормальной жизни подобное обсуждают на семейной терапии. У Шэнкса терапия другая — телесный кошмар, липкая аллегория созависимости, где попытка отстоять себя заканчивается вторжением под кожу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У фильма есть свои слабые места. Линия с сектантами и пещерой ощущается чужеродной, как будто ее добавили в последний момент ради объяснения происходящего. Да и метафора отношений слишком «в лоб» — зрителя водят за руку и каждый раз напоминают: «Видите? Это про созависимость». А для самого боди-хоррора тут удивительно мало телесного ужаса. Шэнкс так увлекся метафорой, что практически оставил визуальную трансформацию за кадром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато искренности у автора не отнять. Он честно признается: история выросла из его собственных отношений, из чувства, что он и партнерша буквально «дышат одним воздухом». Отсюда и отказ от морализаторства. Режиссер не ставит диагнозов, не дает советов — он просто показывает, каково это растворяться в партнере до такой степени, что перестаешь существовать отдельно.

Финал истории, увы, рассыпается. Вместо мощной точки мы получаем тревожные колокольчики, историю о секте и линию с соседом Милли, которая отвлекает от главного. Завершить все это можно было куда элегантнее. Но если абстрагироваться от этого, мы получим комическую, но одновременно тревожную притчу о совместной жизни.

Выдающийся хоррор: за что все хвалят ленту «Орудия»?

Увлекательный, немного банальный и излишне самоироничный: как критики встретили второй сезон «Поколение "Ви"»?

Самый романтичный боди-хоррор: обзор на фильм «Саван» Дэвида Кроненберга

Что не так с фильмом Шэнкса?

Иногда складывается впечатление, что Майкл Шэнкс сам не до конца понял, в каком жанре работает. Фильм словно не может решить, чем он хочет быть: хоррором о потере индивидуальности или язвительной комедией о созависимых отношениях. Ни одно, ни другое не реализовано в полной мере. В итоге получается не цельная история, а ассорти из разных фрагментов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юмор в финале выбивается из ритма повествования и разрушает атмосферу — он кажется чужеродным и нелепым. Сам фильм перегружен деталями. Например, линия про родителей Тима выглядит абсолютно лишней. Да, автор явно хотел показать, что поведение героя тянется из детства, но в итоге слишком много элементов борются за внимание зрителя, что, в конце концов, быстро утомляет.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, это частая проблема дебютов: «Одно целое» — первый полнометражный фильм Майкла Шэнкса в качестве режиссера и сценариста. Автор пытается вложить в первую картину весь свой жизненный опыт, все знания и чувства. И верит, что каждый отснятый кадр должен войти в итоговый материал. Да, дебют на то и дебют, чтобы рисковать и в реальном времени нащупывать собственный почерк, однако в случае Шэнкса не все попытки вышли удачными.

Тем не менее «Одно целое» спасает сильная идея, оригинальная механика слияния персонажей и актеры — Дэйв Франко и Элисон Бри, настоящая пара в жизни. Даже когда их герои ведут себя странно или нелогично, химия между ними вытягивает историю.

В конечном счете «Одно целое» — смелый эксперимент, который мог бы стать выдающимся фильмом, если бы только определился, чем хочет быть. Но его все равно стоит увидеть: за шероховатостями кроется весьма любопытный взгляд на любовь и близость.