Фильму «Бэтмен: Начало» исполнилось 20 лет: что трилогия Кристофера Нолана рассказывает о власти и крахе институтов

Режиссер поднимает в фильмах важные вопросы, но не дает на них четких ответов.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Фильму «Бэтмен: Начало» исполнилось 20 лет: что трилогия Кристофера Нолана рассказывает о власти и крахе институтов
imdb.com
Содержание

Три фильма и три злодея

Трилогию Кристофера Нолана «Темный рыцарь» часто и справедливо хвалят за то, что она привнесла суровый реализм и глубокие политические темы в фильмы о супергероях. Когда в 2005 году состоялась премьера «Бэтмен: Начало», Готэм на экранах предстал сильно переосмысленным, это был город, разрушенный коррупцией, неравенством и институциональным крахом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бэтмен
Кадр из фильма «Бэтмен: Начало», 2005 год
imdb.com

Как подчеркивает Ирене Сарса-Рубио, кандидат наук в области теории кино и медиаиндустрии из Йоркского университета, трилогия показывает злодеев в масках и высокотехнологичные гаджеты, но на самом деле пытается разобраться с тем, что происходит в реальности, когда системы, призванные защищать людей, начинают давать сбои. По сути каждый фильм Нолана демонстрирует центрального злодея, и каждый из них помогает раскрыть разные стороны дисфункции современного общества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первой части Ра’с аль Гул, сыгранный Лиамом Нисоном, считает, что Готэм уже не спасти. Он полагает, что разрушение города — единственный путь к обновлению. В «Темном рыцаре» Джокер Хита Леджера показывает, насколько хрупок моральный и социальный порядок, и использует хаос и манипуляции, чтобы подтолкнуть людей к краю пропасти. В «Темном рыцаре: Возрождение легенды» Бэйн в исполнении Тома Харди использует классовое недовольство, чтобы устроить жестокую революцию. При этом антагонист обвиняет богатую элиту Готэма в системной несправедливости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бэтмен
Кадр из фильма «Бэтмен: Начало», 2005 год
imdb.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда, но не радикальные перемены

Хотя ключевые злодеи трилогии Кристофера Нолана поднимают серьезные вопросы об основах города и — шире — всего общества, режиссер не фокусируется на их одобрении. Зло у него остается злом, а антагонисты — подтверждением того, что институты Готэма, какими бы несовершенными они ни были, выстоят. Радикальные перемены, по мнению создателя, более опасны, чем уже существующая коррупция.

Бэтмен
Кадр из фильма «Темный рыцарь», 2008 год
imdb.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бэтмен в исполнении Кристиана Бэйла занимает центральное место в этом нарративе. Он не работает над тем, чтобы изменить рушащиеся социальные и институциональные структуры. Вместо этого главный герой пытается не дать им развалиться полностью. В «Темном рыцаре» он сталкивается с хаосом Джокера, используя крайние меры, включая массовую слежку. Хотя Бэтмена беспокоит этот метод, он берет его на вооружение как необходимый.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Темном рыцаре: Возрождение легенды» восстание Бэйна затрагивает реальные страхи по поводу неравенства и коррупции. Но вместо того, чтобы воспринимать эти опасения всерьез, фильм представляет их как угрозу, которую должен устранить супергерой. Вместо того, чтобы предложить идеальную систему, режиссер убеждает нас, что существующая, хотя и несовершенная, все равно является лучшим вариантом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бэтмен
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды», 2012 год
imdb.com

Хотя вся трилогия бросает вызов власти и институтам, она фактически предлагает обнадеживающее послание, а не радикальное. Философ Славой Жижек утверждает, что «Темный рыцарь» превращает ложь в стабилизирующую силу.

Личности против институтов

Желая обнадежить общество, Бэтмен решает позволить людям поверить в то, что именно он несет ответственность за преступления Харви Дента (Аарон Экхарт). Сохранение репутации Двуликого необходимо, чтобы поддерживать веру в правовую систему Готэма. Главный герой говорит комиссару Гордону (Гэри Олдман): «Иногда правда недостаточно хороша. Иногда люди заслуживают большего. Иногда люди заслуживают, чтобы их вера была вознаграждена».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бэтмен
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды», 2012 год
imdb.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это довольно прозрачный намек Нолана: некоторые истины слишком опасны, и сохранение общественной веры важнее, чем разоблачение системного провала. Трилогия ставит под сомнение статус-кво, однако только в безопасных границах. Фильмы предполагают, что проблемы общества могут быть решены исключительными личностями, а не посредством структур и их реформ. В итоге зритель видит несовершенные институты не как образования, подлежащие разрушению, а как столпы, которые необходимо поддерживать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герои против коллективных изменений

Влияние нолановской трилогии можно заметить в более поздних фильмах «Джокер» (2019) и «Бэтмен» (2022). Обе картины исследуют крах общества и то, что происходит с индивидуумами, оказавшимися в центре событий. Однако, как и фильмы Кристофера Нолана, они сосредоточены на персонажах-одиночках, а не коллективных решениях. По сути это продолжение нарратива о том, что что-то сломано, но мы должны верить в то, что герой может это исправить.

Бэтмен
Кадр из фильма «Темный рыцарь», 2008 год
imdb.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя два десятилетия после выхода «Бэтмен: Начало» наследие трилогии все еще кажется актуальным. Поскольку дебаты об истине, институциональном доверии и политическом экстремизме продолжают доминировать в инфополе, фильмы Кристофера Нолана находят отклик у зрителя. Нам нужно видеть, как выживает общество, балансирующее на грани. Коллективное разочарование и нарастающее ощущение того, что «система» сломана, сталкиваются с идеей о том, что институты могут быть несовершенными, но все же необходимыми. Весь «Темный рыцарь» говорит нам, что иногда стабильность требует мифа, а не правды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позиционируя Бэтмена как одинокую моральную фигуру, сохраняющую порядок ценой больших личных потерь, режиссер отражает широко распространенное стремление к сильному лидерству на фоне институционального провала. Однако трилогия также демонстрирует тревожную тенденцию популярной культуры предлагать катарсис без перемен. Фильмы призывают зрителей признать глубину общественных проблем, но не требовать решений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бэтмен
Кадр из фильма «Бэтмен: Начало», 2005 год
imdb.com

В этом смысле фильмы Нолана не просто рассказывают очередные захватывающие истории о супергероях, но и отражают длящуюся борьбу за правду и ответ на сложный вопрос о том, стоит ли спасать институты.