«Это стремительный аттракцион, пронизанный одержимостью»: Джош Сэфди и Тимоти Шаламе про фильм «Марти Великолепный»

15 января 2026 года в российский прокат выходит «Марти Великолепный» режиссера Джоша Сэфди с Тимоти Шаламе в главной роли. Рассказываем, чем примечателен проект, как проходило его производство, и почему ленту не стоит пропускать.
Максим Крюков
Максим Крюков
Теги:
«Это стремительный аттракцион, пронизанный одержимостью»: Джош Сэфди и Тимоти Шаламе про фильм «Марти Великолепный»
Архивы пресс-службы
Содержание

О чем «Марти Великолепный»

Номинант на премию «Оскар» Тимоти Шаламе исполняет главную роль в «Марти Великолепном», который выйдет в российский прокат 15 января 2026 года — дерзкой, динамичной истории о нью-йоркском мечтателе, одержимом идеей превратить недооцененный вид спорта в собственный трамплин к славе. Картину уже отметили тремя номинациями на премию «Золотой глобус»: «Лучший фильм» и «Лучший актер» (Тимоти Шаламе) в категории мюзикл или комедия, а также «Лучший сценарий» (Рональд Бронштейн и Джош Сэфди).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1952 год. Марти Маузер застрял в тесном обувном магазине своего дяди на Нижнем Ист-Сайде — на работе, которую он не выбирал, в жизни, которая кажется предопределенной. Настольный теннис становится для него эвакуационным выходом. И не только из магазина, но и из мира, который ожидает, что он будет держаться проторенного пути: семьи, района, неписаных правил о том, кому позволено иметь значение, а кому нет. Проблема в том, что в послевоенной Америке настольный теннис уважают едва ли больше детской игры в фишки — поэтому мечта Марти кажется окружающим нелепой шуткой. Всем, кроме него самого.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но насмешки — лишь одно из препятствий. Марти приходится считаться с властной матерью, беременной девушкой, пустым кошельком и капиталистической системой, которая встает у него на пути. И все же даже сильные мира сего не в силах остановить героя на пути к становлению Марти Великолепного — потому что для него каждое препятствие лишь повод удвоить усилия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что о проекте говорят Джош Сэфди и Тимоти Шаламе

«Марти — амбициозный молодой человек, который хочет, чтобы его признали величайшим игроком в настольный теннис в мире», — говорит Шаламе. — И хотя он, возможно, действительно является лучшим, он все еще простой парень с Нижнего Ист-Сайда в начале 1950-х, где и начинается наша история».

Джош Сэфди и Тимоти Шаламе на съёмочной площадке фильма «Марти Великолепный»
Джош Сэфди и Тимоти Шаламе на съёмочной площадке фильма «Марти Великолепный»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Марти — квинтэссенция мечтателя: абсолютный романтик и неиссякаемый оптимист, — отмечает сценарист и режиссер Джош Сэфди, который вместе с давним коллегой Рональдом Бронштейном написал оригинальный сценарий. — Это история взросления, в которой исследуется, как в молодости бескомпромиссная индивидуальность может быть одновременно освобождающей и ограничивающей. Для Марти его слепая вера в мечту неожиданным образом приводит к подлинному познанию себя... и настоящим изменениям».

В своем седьмом полнометражном фильме, продолжающем семнадцатилетнюю карьеру, начавшуюся с сольного дебюта «Удовольствие быть обокраденным», приобретенного IFC и показанного в Каннах в 2008 году, Сэфди вновь соединяет свой фирменный адреналиновый ритм и эмоциональную глубину в масштабном эпосе, охватывающем весь мир. Итогом многолетних исследований и разработки стал свежий, стремительный, яркий аттракцион, простирающийся от Нижнего Ист-Сайда до Лондона, Парижа, Токио, Великих пирамид и обратно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Фильм объединяет безупречное мастерство команды выдающихся специалистов и блистательный ансамбль актеров — среди которых Гвинет Пэлтроу, Тайлер Оконма (Тайлер зе Креатор в своем полнометражном дебюте), Кевин О’Лири, Абель Феррара, Фрэн Дрешер, Эмори Коэн, а также Одесса Эзайон в роли неудержимой девушки Марти Рэйчел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Марти Великолепный» — стремительный аттракцион, пронизанный одержимостью и зрелищностью, такой же смелый и захватывающий, как и его герой.

«Преданность Марти своей мечте держится на вере в себя, но в конечном счете решающей становится вера других, — говорит Сэфди. — Вся его жизнь построена на вере. Те, кто верит вместе с ним, отправляются в путь; тех, кто не верит, он попросту оставляет позади. Фильм прослеживает его сизифов путь к заветной цели».

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Сэфди решил снять картину про пинг-понг

Сэфди увлекся настольным теннисом в юном возрасте, соревнуясь с отцом и слушая рассказы дяди о великих нью-йоркских чудаках XX века, которые тяготели к этой игре. Однажды его жена перебирала книги в коробке «все за доллар» в комиссионном магазине и наткнулась на книгу, написанную нью-йоркским еврейским вундеркиндом настольного тенниса Марти Рейсманом. Сэфди, занятый в тот момент завершающими работами над «Неограненными алмазами», прочел ее не сразу — но когда наконец открыл, обнаружил мир куда более странный и увлекательный, чем мог представить. Вскоре он уже расспрашивал дядю о Lawrence’s Table Tennis Club — легендарном центре нью-йоркской пинг-понг-сцены. Он вместе с женой (Сарой Россейн, исполнительным продюсером и исследователем проекта) провалился в настоящую «кроличью нору» истории настольного тенниса, изучая каждый найденный эпизод, каждый забытый факт о спортсменах и персонажах, давно ушедших в тень.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

В Нью-Йорке 1950-х настольный теннис породил субкультуру, состоящую из интриганов, гениев и изгоев. Это была игра, которая разворачивалась в прокуренных комнатах на задворках баров, на фешенебельных пентхаус-вечеринках, в YMCA, в общежитиях Лиги Плюща и в трущобах даунтауна. Быстрая, яростная и полностью игнорируемая мейнстримом. Среди этих чудаков и прожигателей жизни Сэфди и Бронштейн нашли воплощение своей давней любви к сложным героям и необычным мирам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Люди, которые добивались успехов в настольном теннисе, зачастую были теми, кто не вписывался никуда больше, — говорит Сэфди. — Спорт не уважали — поэтому он естественным образом притягивал странных, принципиальных, одержимых. И когда я прочитал, что в Великобритании и по всей Европе этот вид спорта собирал целые стадионы, я понял: в 1952 году было вполне возможным, что мальчишка действительно верил, что игра способна принести ему славу и признание».

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из исследований быстро вырос образ персонажа — стремительно выходящий за рамки любой реальной истории. Герой, ведомый слепым честолюбием и полный противоречий: эгоцентричный и обаятельный, дерзкий и искусный, одновременно бунтарь и романтик. Парень, восстающий против системы — и, как все вокруг в Нью-Йорке его времени, отчаянно пытающийся ухватить свой шанс.

«Мы хотели взять саму идею амбиции — уверенность, жажду показать себя миру — и увеличить ее до предела, — говорит Сэфди. — Довести до крайней точки».

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще до того, как был написан первый диалог, Джош связался с Тимоти. Они познакомились на вечеринке в честь «Хорошего времени» в 2017 году — за несколько месяцев до выхода «Назови меня своим именем», после которого траектория молодого актера резко изменилась. За прошедшие годы они поддерживали постоянный контакт и выстроили дружбу, основанную на общем опыте двух юных нью-йоркцев, мечтающих делать кино. «Я знал, что он как молния, нацеленная на то, чтобы стать величайшим... но при этом он мог захохотать до удушья над самой глупой шуткой. В Тимми была особая, уникальная серьезность, которая идеально совпала с нашим мечтателем — прямолинейным, восторженным, одержимым».

«Джош — тот режиссер, в дверь которого я стучусь уже семь лет, — говорит Шаламе. — С ним невозможно все заранее спланировать. Его фильмы рождаются на лету. Обычно картины такого масштаба предварительно тщательно выстраиваются, но стратегия Джоша — это спланировать все до момента, после которого начинается творческий экспромт».