В этом году легендарному боевику Марка Л. Лестера «Коммандо» исполнилось 40 лет. Преподаватель кафедры литературы, кино и театральных исследований Эссекского университета Дэниел О'Брайен называет его самым эксцентричным за всю кинокарьеру Арнольда Шварценеггера, но при этом признает заслуги картины. При бюджете в десять миллионов долларов она собрала в прокате 57,5 миллиона, что для 1985 года очень хороший показатель. Еще главнее — влияние, оказанное на жанр.
Боевику «Коммандо» 40 лет: почему этот фильм с Арнольдом Шварценеггером заслуживает просмотра сегодня

Первый реалистичный фильм в карьере

Возможно, вы помните, что по сюжету главный герой — солдат Джон Мэтрикс, отошедший от дел, — спасает из лап террористов свою дочь. Кажется, мы видели это в огромном количестве фильмов, например, в «Заложнице» 2008 года с Лиамом Нисоном «Коммандо» едва ли не цитируется. Боевик действительно стал источником вдохновения для целой лавины картин о мести злодеям.
В Терминаторе» (1984) Шварценеггер сыграл киборга из будущего, попавшего в настоящее. В «Конане-варваре» (1982), «Конане-разрушителе» (1984) и «Рыжей Соне» (1985) его персонажи переносятся в далекое фантастическое прошлое меча и магии. «Коммандо» же стал первым фильмом в карьере Арни, действие которого разворачивается в современном мире. На экране мы видим вполне реальные американские пригороды, торговые центры и аэропорты. Правда, изрядная доля гротеска все же присутствует: поднятая телефонная будка с человеком внутри, прыжок из самолета на взлете.

Железная машина с живым сердцем
В «Коммандо» герой Арнольда Шварценеггера намеренно показывается через его тело. Вступительная сцена представляет собой монтаж крупных планов накачанных бицепсов и вздутых вен, а уж потом мы видим Мэтрикса, шагающего по лесу. На одном плече у него целое бревно, в другой руке — бензопила.
Тело и механизмы важнее его характера, и эта идея ощущается практически как намеренное напоминание о Терминаторе. Поначалу выражение лица персонажа Шварценеггера почти ничего не выражает, а его движения кажутся механическими. И вот в кадре появляется его дочь Дженни, и вся твердость и «каменность» мгновенно растворяются в игривой мелодраме.

Демонстрация в начале фильма накаченного тела имеет значение по нескольким причинам. И одна из них заключается в том, что это напоминает «реалистичные фильмы» студии Томаса Эдисона (1894) о немецком силаче Ойгене Сандове. В них показ мускулатуры — это не просто часть видеоряда, а главный его элемент.
Прочные связи с игровой культурой
Кроме того, пристальный взгляд на физику напоминает о преувеличенно накачанных игрушках-фигурках 1980-х. «Коммандо» вышел как раз в то время, когда серия «Властелины Вселенной» от Mattel (выпускается до сих пор) стала мегапопулярной. Хи-Мен, Скелетор и большинство других героев имели такую же гипермускулистую форму, а золотая эра бодибилдинга находилась на пике.

Существует устойчивое заблуждение, что серия игрушек изначально была связана с фильмом «Конан-варвар», но идею спешно переработали, так как картину сочли «слишком взрослой» для детей. На самом деле события развивались иначе. Хотя правообладатели фильма «Конан» и обратились к Mattel с предложением создать серию фигурок, «Властелины Вселенной» разрабатывались независимо и лишь отчасти вдохновляясь игрушкой Conan Properties Inc, которая к тому времени уже находилась в продаже.
Это совпадение привело к юридическим проблемам, и в 1982 году владельцы прав на фильм подали в суд на Mattel, но через семь лет дело было отклонено. Обсуждение в прессе этой тяжбы еще прочнее укрепило культурную связь между телосложением Арнольда Шварценеггера и эстетикой фигурок.
Фильм также напрямую связан с аркадными видеоиграми 1980-х. Яркий пример — «Коммандо» от Capcom, выпущенная всего за несколько месяцев до выхода фильма. Ее сюжет тоже строится вокруг героя-одиночки на вражеской территории, вооруженного штурмовой винтовкой и бесконечным боезапасом. Игроку предстоит уничтожить целое море безликих и легковоспламеняющихся врагов.

В фильме крупные планы тела и лица Мэтрикса в сочетании с ракурсами камеры из-за плеча вовлекают зрителя в перспективу, которая порой, как кажется, предвосхищает кадры будущих шутеров. Этот прием был позднее популяризирован в играх Wolfenstein 3D (1992), Doom (1993) и многих других от компании id Software.
Своеобразный, но привлекательный юмор
Если вы решите пересмотреть (или посмотреть впервые) «Коммандо», не делайте этого всерьез, чтобы не быть разочарованным, а главное — не лишать себя части удовольствия. Кажется, фильм рефлексирует свою абсурдность и принимает ее как знак почета. По сути это характерный для 1980-х коктейль экшена и комедии, который во многом определил дальнейшую карьеру Арнольда Шварценеггера.

Во многом юмор «Коммандо» связан с игрой актрисы Рэй Дон Чонг в роли Синди, навязанной сюжетом партнерши Мэтрикса. Ее непосредственная реакция на разрастающийся хаос позволяет приземлить чрезмерную брутальность главного героя, а происходящее вокруг — представить как часть шутки. Зрителя буквально приглашают получить наслаждение от возмутительных излишеств фильма, так почему бы этого не сделать?
