«Анора» — лучший фильм года. Или все же нет?

По итогам 97-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм «Анора» режиссера Шона Бэйкера выиграл сразу пять статуэток. Картина победила в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж». Сам автор при этом установил исторический рекорд, став первым обладателем четырех наград за одну ленту. В чем феномен «Аноры» и почему многие считают ее переоцененной? Рассказываем в шести абзацах.
Никита Прунков
Никита Прунков
«Анора» — лучший фильм года. Или все же нет?
Кинопоиск

Как устроена «Анора» Шона Бэйкера?

После победы на Каннском кинофестивале критики сравнивали фильм американца с культовой «Красоткой», что, впрочем, неудивительно. Стриптизерша Энни (Майки Мэдисон) знакомится с сыном русского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн): после пары приватных танцев, а затем и размашистых тусовок в его особняке в Нью-Йорке, они решают закрутить роман на коммерческой основе. Не проходит и недели, как парочка отправляется в Вегас и женится. И только Энни — она же Анора — успевает поверить в свою «американско-русскую мечту», в дело вступают властные родители легкомысленного парнишки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Вполне очевидно, что от «Красотки» (или «Золушки», если хотите) Шон Бэйкер взял не так много — инди-автор, прославившийся картинами про маленьких маргинальных людей, в очередной раз рассказал историю, пропитанную суровым реализмом, в пестрых тонах. Если вы смотрели «Анору», то наверняка помните, как уже на этапе экспозиции режиссер дает понять, что счастливого конца не будет. Ромкомовое начало, сдобренное неоновыми вечеринками и чуть-чуть русским рэпом, довольно быстро трансформируется в комедийный фарс с обилием карикатурных драк, перепалок и скитаний по городу в поисках сбежавшего мажора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В финальной трети экспрессия и задор покидают «Анору» — вместе с ними из организма главной героини выветриваются и остатки надежды на лучшую жизнь. Тогда же ромком, скрещенный с почти откровенной буффонадой, окончательно превращается в социальную драму: вместо богатого красавца Вани ее утешает местный гопник Игорь (Юра Борисов), который везет девушку обратно в спальный район не на белом Cadillac Escalade, а на карете попроще. Так, Анора, обманутая в определенном смысле собственными ожиданиями, приходит к отнюдь не фольклорному выводу — иногда чудеса не случаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему многим не нравится «Анора»?

«Анора» получила огромное количество наград и вполне справедливо заслужила широкую славу в соцсетях. И если одних зацепили клиповый монтаж и бодрое музыкальное сопровождение (от группы t.A.T.u. до рэпера Mnogoznaal), а других — многонациональный каст внутри динамичного драмеди, то были и те, кому проект откровенно не понравился. Зачастую Бэйкера обвиняют в том, что он снял вторичное, не рассказывающее ничего нового кино. Во-вторых, критики режиссера считают, что даже поместив в центр истории секс-работницу, он умудрился не оставить примерно никакого социального комментария.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

И в каком-то смысле эти претензии небезосновательны. Бэйкер множество раз исследовал жизнь нижней прослойки общества: в «Мандарине» это были проститутки, в «Проекте Флорида» — неблагополучные семьи, в «Красной ракете» — порноактер на пенсии. Можно сказать, что каждый фильм режиссера — это новый взгляд на вечно актуальную проблему классового неравенства. Однако на фоне разрастающегося тропа eat the rich, «Анора» не решается наказывать богатых и давать шанс бедным. Напротив, фильм удерживает несправедливый статус-кво, лишь оставляя своим героям (а заодно и нам) пищу для размышлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот здесь напрашивается вопрос: пять «оскаровских» статуэток — не слишком много для инди-кино о танцовщице, которая поняла, как устроен мир и прильнула к русскому бандиту (будем честны, даже о стигматизации секс-работников здесь в общем-то не говорится)? Нам искренне кажется, что подобное решение киноакадемиков — скорее стихийное, отчасти связанное с получением «Золотой пальмовой ветви» и отличным сарафаном, который случился у фильма. К огромному сожалению, кажется, что через 20 или 30 лет никто и не вспомнит, о чем же была безусловно яркая «Анора». Зато забыть перформанс Юры Борисова и его вояж в штаты уже будет невозможно.