На заседании думского комитета по культуре депутаты обсудили текущее состояние российского кинематографа. Основные тезисы участников приводит «Коммерсант».
В «Госдуме» обвинили «Чебурашку» в разложении детей: «Люди взяли франшизу и заработали бабла»

Депутат от ЛДПР Иван Мусатов отметил, что не все продюсеры «типа Роднянского*» покинули страну — часть осталась и, по его словам, если раньше снимали «звягинщину», то теперь переключились на сказки. Таких деятелей, считает Мусатов, нужно «находить и фильтровать». Он также призвал положить конец практике, «когда свои своим дают деньги на фильмы».

Поддержал эту позицию и актер Дмитрий Певцов (фракция «Новые люди»). Он пожаловался, что «хорошим и глубоким» проектам сложно получить финансирование, в то время как у зрителей пользуются спросом такие фильмы, как «Чебурашка». По его мнению, подобные картины «никакого отношения ни к детскому, ни вообще к кино не имеют».
«Это вредный продукт, который разлагает наших детей», — заявил Певцов, пояснив: «Не может быть детского кино, где ребенок не видит примера для подражания или какого-то вывода, морали».
Он добавил, что в случае с «Чебурашкой», а также с «буратинами и бременскими музыкантами чудовищными», «люди взяли франшизу и заработали бабла».

Актриса Елена Драпеко («Справедливая Россия») предложила Минкульту активнее вмешиваться в творческий процесс. Для этого, по ее мнению, стоит отменить статью закона о культуре, которая прямо запрещает такое вмешательство.
Поводом для обсуждения стал законопроект, который официально закрепляет за Минкультом право определять приоритетные темы для фильмов, претендующих на господдержку. Сейчас эти полномочия регулируются постановлением правительства, но предлагается перенести их в законодательную плоскость.
Идеи депутатов звучать грозно и пафосно, но кино, внезапно, не всегда должно чему-то учить. Особенно, если речь идет про простую новогоднюю сказку, которая должна заработать деньги в прокате. И «Чебурашка» — тот самый фильм. Может быть и не учит детей чему-то напрямую, но зато зарабатывает фантастические деньги. И это развивает отечественный кинематограф куда лучше суровых запретов и требований контролировать производство фильмов Минкультом.
Да, контролировать расходование средств — это хорошая идея. Но вот вмешательство в творческий процесс может обернуться проблемами: кино станет слишком безопасным и однотипным, превратится в дешевые агитки, на которые будут сгонять бюджетников. И тогда какой смысл в таком кинематографе?
*Александр Роднянский внесен Минюстом в реестр иноагентов.
