22 июля юбилей празднует Уиллем Дефо. За практически полвека актер успел поработать с ключевыми кинематографистами своего времени: в его коллекции роли у Алана Паркера, Дэвида Линча, Вима Вендерса, Дэвида Кроненберга, Ларса Фон Триера, Спайка Ли, Йоргоса Лантимоса, Уэса Андерсона и многих-многих других. Дефо регулярно обласкивают критики, синефилы и самые обычные зрители, но при этом у него нет крупных индивидуальных наград.
Уиллему Дефо — 70 лет: вспоминаем творческий путь недооцененного гения

В чем секрет Дефо, как ему удается занимать центр кадра, даже находясь на вторых ролях, и почему он так и не стал обладателем «Оскара»? Рассказываем обо всем по порядку.
Дефо — самый недооцененный актер Голливуда?
На счету Уиллема более 100 проектов и всего лишь 4 номинации на самую престижную награду «Оскар» (из которых ни одной победы). При этом с годами становится очевидно, что отсутствие статуэтки на полке артиста — не просто нелепое недоразумение, а вполне осознанное решение киноакадемиков, игнорирующих Дефо из одного десятилетия в другое. Впрочем, чтобы понять первопричины скромных успехов актера на масштабных церемониях, придется отмотать время на 40 с лишним лет назад.
В конце 70-х, когда еще сравнительно юный Дефо только начинал карьеру, его главной отличительной чертой была фактурная, пусть и не конвенционально привлекательная внешность: острые скулы, ярко выраженная челюсть и инфернальная улыбка — казалось, что перед молодым человеком открыты двери в мир хорроров. Однако Дефо, пусть и не до конца, но отучившийся на драматическое искусство в Висконсинском университете в Милуоки, а затем отгастролировавший несколько лет с авангардным театром по США и Европе, не был готов к настолько линейному развитию событий.

Разумеется, Уиллем желал большего — что вполне логично, учитывая его любовь к сложному или как минимум нестандартному творчеству (актер с особым пиететом относится к работам Бергмана, русской литературе и экспериментальному, нередко радикальному искусству). Именно поэтому даже откровенно злодейских персонажей Дефо отыгрывал по-особенному: он исполнил роль жутковатого похитителя певицы в картине «Улицы в огне» (1984), а затем кровожадного фальшивомонетчика в ленте «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985). Еще ярче оказался персонаж в линчевском «Диких сердцем» (1990) — благодаря искусственному оскалу из мелких зубов и безумным гримасам, Дефо создал уникального в плане отвращения антагониста.

Почему синефилы обожают Дефо?
Поворотным проектом в карьере Уиллема Дефо стал «Человек паук» Сэма Рэйми — в нем артист, сыгравший старшего Зеленого Гоблина, умудрился точно передать двойственность Нормана Осборна, который постепенно сходит с ума. Меняя тональность голоса, мимику и эмоциональную палитру, Дефо смог воплотить в жизнь сразу двух полярных персонажей. Пожалуй, единственной более зловещей, леденящей кровь ролью в фильмографии артиста была интерпретация Макса Шрека в «Тени вампира» — это выступление получило меньший отклик у широкого зрителя, однако без него не случилось бы и культового Гоблина.

По мере роста популярности и того, как актер закреплялся в статусе эксцентричного суперзлодея, Уиллем все же старался отходить от излюбленного амплуа. Большинство кинолюбителей, познакомившихся с артистом благодаря супергеройской франшизе, и представить себе не могли, насколько многогранен Дефо. А ведь только в 1986-м он сыграл гуманного солдата Элиаса в военной драме Оливера Стоуна «Взвод» и заодно Иисуса в скандальной ленте Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». В нулевых мастер расширил свое влияние, приняв участие в картине Тео Ангелопулоса «Пыль времени», «Антихристе» Ларса Фон Триера и еще ряде сложноустроенных драм.

Мы же остановим свое внимание на опусе датского автора: картину, которую долго обсуждали и осуждали в Каннах (за обилие сцен сексуального характера, эпизодов женской кастрации и неуместное упоминание Тарковского) спустя годы можно смело назвать классикой инди-кино — однако это заслуга не одного лишь тонкого психологизма Триера, но и пропустивших истории героев через себя Шарлотты Генсбур и Дефо (во время подготовки актер также пересматривал работы Андрея Арсеньевича и даже общался с медиками, специализирующимися на когнитивной психотерапии).
Так почему же у Дефо нет «Оскара»?
Еще до выхода «Антихриста» Уиллем Дефо зарекомендовал себя как вдумчивого, глубокого актера, готового погружаться в своих персонажей с головой. Вим Вендерс, с которым актер работал над лентой «Так далеко, так близко» говорил, что у мужчины есть особенный дар, — что-то вроде внутреннего тумблера, позволяющего переключаться между паттернами поведения. «Он включает усмешку убийцы, но в следующий момент — он снова милейший человек. Мгновенно», — рассказывал немецкий режиссер. И в общем-то в этом и заключается секрет успеха Дефо: внутренняя глубина, помноженная на внешнюю выразительность (и невероятную актерскую пластичность), а бонусом к этому — блестящий киновкус. Что еще нужно для идеального актера?

Казалось бы, ничего. Ведь в 2010-х и 2020-х Дефо с легкой руки снялся еще в десятках успешных картин: среди них были некоммерческие фестивальные хиты (например, «Проект Флорида» Шона Бейкера, где Уиллем сыграл добрейшего владельца мотеля, фактически ангела-хранителя беспризорных местных детишек), крупные зрительские проекты («Аквамен» и «Человек-паук: Нет пути домой») и ленты, балансирующие на грани массового и авторского кино («Французский вестник» Уэса Андерсона, «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо и др.) Отдельно стоит отметить эмоциональное выступление в хорроре Роберта Эггерса «Маяк» — в одной из сцен, где его осатаневший смотритель маяка ругается на героя Паттинсона, Уиллем не моргал больше двух минут.

К восьмому десятку Уиллем Дефо подобрался в статусе одного из величайших актеров современности и, кажется, вполне счастливого человека: его обожают критики и поклонники, у него блестящее реноме и размеренная жизнь на два города (их с супругой можно встретить в Нью-Йорке и Риме). Главный вопрос — почему же у артиста до сих пор нет заветного «Оскара»? Вероятно, дело в том, что Уиллем не опирается на советы коллег и до сих пор выбирает проекты сердцем, а не кошельком или эго: творческие эксперименты и верность профессии для него важнее признания академиков. Возможно, поэтому он без зазрения совести соглашается на роли второго плана и работу с дебютантами.