Темный сказочник Голливуда: как снимает Гильермо дель Торо

Гид по вселенной режиссера.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Темный сказочник Голливуда: как снимает Гильермо дель Торо
Соцсети
Гильермо дель Торо по праву считается одним из самых ярких и оригинальных кинематографистов своего поколения. Его фильмы невозможно спутать с работами других режиссеров — даже в самых неожиданных для него жанрах он всегда остается верен своему уникальному стилю. Почти три десятилетия дель Торо мечтал экранизировать роман Мэри Шелли о Франкенштейне, и вот, наконец, в 2025 году он реализовал свою давнюю мечту. Мы решили погрузиться в творческую биографию Гильермо дель Торо, чтобы разобраться, откуда берется его необычная привязанность к монстрам и что скрывается за его уникальной авторской манерой.
Содержание

Режиссер был с детства одержим монстрами

Гильермо дель Торо питает особую страсть к чудовищам. В шесть лет он увидел легендарного «Франкенштейна» 1931 года и был околдован. Этот образ, мозаика из частей мертвых тел, невольно стал для него метафорой не только смерти, но и перерождения. Дель Торо сам говорил, что в этом чудовище он увидел нечто, что напоминало ему Христа, о котором рассказывала бабушка. С тех пор он навсегда потерял интерес к простым и привычным героям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Франкенштейн» (1931)
Кадр из фильма «Франкенштейн» (1931)
Кинопоиск

В детстве мальчик зачитывался готической литературой и мексиканскими комиксами, в которых чудовища изображались без стеснений и в самых отвратительных формах. Разлагающиеся тела, трупы с гниющими лицами и нагота — все это завораживало юного Гильермо. Для него монстры были не просто объектом страха, они олицетворяли ужас самого существования, столкновения с нормой и с тем, что находится за ее пределами. Маленький Гильермо и сам долгое время считал себя уродом, не вписывающимся в стандарты общества. Голубоглазый блондин, да и к тому же худой и застенчивый — он выделялся на фоне своих сверстников, черноглазых и темноволосых мексиканцев. Именно тогда Гильермо осознал, что люди, как и монстры, могут быть отвергнуты и уничтожены за свою инаковость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Монстры стали мучениками нормальности, то есть их убивают ради нормальных людей. Я понимаю монстров», говорит сегодня режиссер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гильермо дель Торо на съемках «Франкенштейна» (2025)
Гильермо дель Торо на съемках «Франкенштейна» (2025)
Соцсети

Как дель Торо заставил нас полюбить чудовищ

Тема несправедливо отвергнутых чудовищ проходит через все фильмы дель Торо. В «Хроносе» (1992) впервые появляется печальный монстр, которого жаль больше, чем людей. Антиквар Хесус Грис случайно становится вампиром. Однако он не превращается в кровожадное чудовище — его моральные терзания не дают ему стать «монстром» в полном смысле этого слова. Эта идея будет развиваться в дальнейшем, и такие герои не раз появятся в фильмах дель Торо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Хронос» (1992)
Кадр из фильма «Хронос» (1992)
Кинопоиск

Многие считают апофеозом творчества режиссера картину «Форма воды» (2017), за которую он получил свой первый «Оскар». Здесь монстром оказывается не только существо с щупальцами, но и люди, не вписывающиеся в нормы общества. Элиза, ее подруга, сосед — все они в глазах окружающих отчасти «уродцы». Гильермо показывает, что чудовище — это не всегда внешний облик, а то, что отвергает общество. И конечно, неотъемлемой частью вселенной дель Торо является актер Даг Джонс — мим, который часто скрывается под масками фантастических существ. Именно он воплотил Создание в «Форме воды», а также других культовых персонажей в картинах режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Форма воды» (2017)
Кадр из фильма «Форма воды» (2017)
IMDB.COM
Экстренно меняли актера: как Гильермо дель Торо потерял звезду «Франкенштейна» за 9 недель до конца съемок

Устанете смотреть: самые длинные фильмы в современной истории кинематографа

«Метод 3», «Хроники русской революции», «Пингвины моей мамы»: кинодайджест четвертой недели ноября от Men Today

Как режиссер работает с визуальной частью

Карьеру в кино Гильермо начинал как гример и мастер по созданию спецэффектов. Он даже основал свою компанию по производству спецэффектов «Некропия». А учился дель Торо у мастера грима Дика Смита (автора потрясающих эффектов в «Экзорцисте»). Именно этот опыт сформировал отношение режиссера к компьютерной графике. Для Гильермо в первую очередь это инструмент, который должен использоваться лишь там, где без него не обойтись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Аллея кошмаров» (2021)
Кадр из фильма «Аллея кошмаров» (2021)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из последних примеров — его версия «Франкенштейна», над который дель Торо работал почти тридцать лет. В этот проект режиссер пригласил своего давнего соратника, оператора Дана Лаустсена. Вместе они создали такие картины, как «Форма воды», «Аллея кошмаров» (2021), «Багровый пик» (2015) и «Мутанты» (1997). По словам Лаустсена, в «Франкенштейне» нет ни одной сцены, снятой на синем фоне, что является редкостью для современного кино. Вместо этого использовались миниатюры и реальные локации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)
IMDM

«Когда замок взрывается, это миниатюра... Когда рушится лаборатория и все эти гигантские батареи падают, это тоже миниатюра. Никто об этом не знает. Мы старались снимать как можно больше... Все сделано по-настоящему. Корабль настоящий. В кадре много настоящего снега, а визуальные эффекты дорисовывают его, как будто он простирается до Северного полюса. Некоторые пейзажи были созданы с помощью визуальных эффектов и заменой неба. Но ни одна сцена не была снята на фоне синего экрана... Мне это нравится, и Гильермо тоже. Весь реквизит настоящий. Все по-настоящему»,рассказывал в интервью Дан Лаустсен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гильермо дель Торо на съемках «Франкенштейна» (2025)
Гильермо дель Торо на съемках «Франкенштейна» (2025)
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гильермо всегда тщательно прорабатывает каждую сцену еще до начала съемок. Он создает предварительные эскизы, в которых определяет не только композицию, но и цветовую палитру. Эти мудборды служат своего рода руководством для всей съемочной группы: от костюмеров до гримеров, парикмахеров и оператора. Режиссер неспроста уделяет столько времени рисункам. Для него именно внешнее воплощение идеи находится на первом месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)
Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025)
Соцсети

Также огромное значение для дель Торо имеет цвет. В его фильмах это не просто средство для создания настроения, но и важный элемент повествования. С годами у режиссера и его команды выработался определенный стиль освещения. Так, Гильермо активно использует темные сцены и часто работает с единственным источником света. «Нам нравится освещение с одним источником. Нам нравится, когда предметы уходят в темноту», — пояснил Лаустсен. Такое внимание к свету и тени не только визуально выделяет ключевые моменты, но и помогает раскрыть персонажей.