Гильермо дель Торо питает особую страсть к чудовищам. В шесть лет он увидел легендарного «Франкенштейна» 1931 года и был околдован. Этот образ, мозаика из частей мертвых тел, невольно стал для него метафорой не только смерти, но и перерождения. Дель Торо сам говорил, что в этом чудовище он увидел нечто, что напоминало ему Христа, о котором рассказывала бабушка. С тех пор он навсегда потерял интерес к простым и привычным героям.
Темный сказочник Голливуда: как снимает Гильермо дель Торо

Режиссер был с детства одержим монстрами

В детстве мальчик зачитывался готической литературой и мексиканскими комиксами, в которых чудовища изображались без стеснений и в самых отвратительных формах. Разлагающиеся тела, трупы с гниющими лицами и нагота — все это завораживало юного Гильермо. Для него монстры были не просто объектом страха, они олицетворяли ужас самого существования, столкновения с нормой и с тем, что находится за ее пределами. Маленький Гильермо и сам долгое время считал себя уродом, не вписывающимся в стандарты общества. Голубоглазый блондин, да и к тому же худой и застенчивый — он выделялся на фоне своих сверстников, черноглазых и темноволосых мексиканцев. Именно тогда Гильермо осознал, что люди, как и монстры, могут быть отвергнуты и уничтожены за свою инаковость.
«Монстры стали мучениками нормальности, то есть их убивают ради нормальных людей. Я понимаю монстров», — говорит сегодня режиссер.

Как дель Торо заставил нас полюбить чудовищ
Тема несправедливо отвергнутых чудовищ проходит через все фильмы дель Торо. В «Хроносе» (1992) впервые появляется печальный монстр, которого жаль больше, чем людей. Антиквар Хесус Грис случайно становится вампиром. Однако он не превращается в кровожадное чудовище — его моральные терзания не дают ему стать «монстром» в полном смысле этого слова. Эта идея будет развиваться в дальнейшем, и такие герои не раз появятся в фильмах дель Торо.

Многие считают апофеозом творчества режиссера картину «Форма воды» (2017), за которую он получил свой первый «Оскар». Здесь монстром оказывается не только существо с щупальцами, но и люди, не вписывающиеся в нормы общества. Элиза, ее подруга, сосед — все они в глазах окружающих отчасти «уродцы». Гильермо показывает, что чудовище — это не всегда внешний облик, а то, что отвергает общество. И конечно, неотъемлемой частью вселенной дель Торо является актер Даг Джонс — мим, который часто скрывается под масками фантастических существ. Именно он воплотил Создание в «Форме воды», а также других культовых персонажей в картинах режиссера.

Как режиссер работает с визуальной частью
Карьеру в кино Гильермо начинал как гример и мастер по созданию спецэффектов. Он даже основал свою компанию по производству спецэффектов «Некропия». А учился дель Торо у мастера грима Дика Смита (автора потрясающих эффектов в «Экзорцисте»). Именно этот опыт сформировал отношение режиссера к компьютерной графике. Для Гильермо в первую очередь это инструмент, который должен использоваться лишь там, где без него не обойтись.

Один из последних примеров — его версия «Франкенштейна», над который дель Торо работал почти тридцать лет. В этот проект режиссер пригласил своего давнего соратника, оператора Дана Лаустсена. Вместе они создали такие картины, как «Форма воды», «Аллея кошмаров» (2021), «Багровый пик» (2015) и «Мутанты» (1997). По словам Лаустсена, в «Франкенштейне» нет ни одной сцены, снятой на синем фоне, что является редкостью для современного кино. Вместо этого использовались миниатюры и реальные локации.

«Когда замок взрывается, это миниатюра... Когда рушится лаборатория и все эти гигантские батареи падают, это тоже миниатюра. Никто об этом не знает. Мы старались снимать как можно больше... Все сделано по-настоящему. Корабль настоящий. В кадре много настоящего снега, а визуальные эффекты дорисовывают его, как будто он простирается до Северного полюса. Некоторые пейзажи были созданы с помощью визуальных эффектов и заменой неба. Но ни одна сцена не была снята на фоне синего экрана... Мне это нравится, и Гильермо тоже. Весь реквизит настоящий. Все по-настоящему», — рассказывал в интервью Дан Лаустсен.

Гильермо всегда тщательно прорабатывает каждую сцену еще до начала съемок. Он создает предварительные эскизы, в которых определяет не только композицию, но и цветовую палитру. Эти мудборды служат своего рода руководством для всей съемочной группы: от костюмеров до гримеров, парикмахеров и оператора. Режиссер неспроста уделяет столько времени рисункам. Для него именно внешнее воплощение идеи находится на первом месте.

Также огромное значение для дель Торо имеет цвет. В его фильмах это не просто средство для создания настроения, но и важный элемент повествования. С годами у режиссера и его команды выработался определенный стиль освещения. Так, Гильермо активно использует темные сцены и часто работает с единственным источником света. «Нам нравится освещение с одним источником. Нам нравится, когда предметы уходят в темноту», — пояснил Лаустсен. Такое внимание к свету и тени не только визуально выделяет ключевые моменты, но и помогает раскрыть персонажей.
