«Съешь крысу!»: как Николас Кейдж и Лоркан Финнеган показали токсичную маскулинность в фильме «Серфер»

Триллер об австралийских серферах стал одним из самых обсуждаемых фильмов года. Во многом благодаря эффектной игре Кейджа и фишкам, которые он сам внедрил в сюжет.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
«Съешь крысу!»: как Николас Кейдж и Лоркан Финнеган показали токсичную маскулинность в фильме «Серфер»
Кинопоиск
Содержание

Откуда взялось выражение «Съешь крысу!»?

«Серфер» — это психологическая драма, жестокая комедия, сатира на токсичную мужественность и локализм среди пляжных парней. Но прежде всего это фильм, в котором Николас Кейдж хватает мертвого грызуна, засовывает его в рот серферу и выкрикивает ставшую мемом фразу: «Съешь крысу!».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Серфер»
Кадр из фильма «Серфер»
Legion-Media

В фильме ирландского режиссера Лоркана Финнегана Николас Кейдж играет мужчину, который вынужден бороться за право кататься на доске на волнах с бандой австралийских серферов. Его унижают перед собственным сыном, не пускают на родной пляж и в итоге доводят до исступления. Картину уже назвали олицетворением токсичной маскулинности, показанной во всей красе. Одну из сцен, в которой герой Кейджа заставляет своего главного врага съесть крысу, придумал сам актер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крыса на съемках была бутафорской — сделана из резины. Ее Кейдж где-то подобрал и решил как-то использовать в фильме. «Я позаимствовал идею из старого фильма Билли Уайлдера "Сабрина", где Хамфри Богарт достает оливку из бокала с мартини, кладет ее в рот своему дяде и говорит: "Съешь ее". Я не мог перестать смеяться, когда увидел этот момент. Когда я увидел бутафорскую крысу, я просто положил ее себе в карман, потому что мне понравилось, как двигается резиновый хвост. Я подумал, что это забавно, и решил: "Я могу это использовать".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я хотел сделать это в стиле панк-рока, а не так, как Богарт с оливкой, засунув крысу в рот Питбулю [которого играет Александр Бертран]. Это был катарсис. К тому моменту в фильме я решил, что мой персонаж пережил достаточно страданий и заслужил право на то, чтобы сделать что-то масштабное и запихнуть крысу в рот этому парню»,рассказал он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Серфер»
Кадр из фильма «Серфер»
Кинопоиск

Почему Лоркану Финнегану идея понравилась?

За несколько мгновений до того, как «Серфера» показали на Каннском кинофестивале, Лоркан Финнеган обратился к Николасу Кейджу с уникальным посланием. «Мы шли по красной ковровой дорожке, — рассказывает режиссер. — Я сказал ему: "Съешь крысу". Это было что-то вроде пожелания удачи. Я просто пошутил. Но это засело у нас в головах. После просмотра фильма (которому зрители аплодировали стоя несколько минут) он сказал: "Съешь крысу! Съешь крысу!"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле этой реплики, и даже этой сцены не было в оригинальном сценарии. В одной из первых сцен герой по прозвищу Серфер ползает по парковке в поисках пропитания. Он пьет из лужи, размышляет о том, чтобы пожевать буррито, кишащее личинками, а затем задумывается, утолит ли его голод мертвая крыса. «В тот день, когда Ник положил эту резиновую крысу в карман, — говорит Финнеган. — Наш бутафорский отдел сказал: "Ник, верни ее". Он ответил: "Нет, я хочу ее оставить"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лоркан Финнеган и Николас Кейдж на премьере фильма «Серфер» в Каннах
Лоркан Финнеган и Николас Кейдж на премьере фильма «Серфер» в Каннах
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кейдж держал крысу неподалеку на протяжении всех съемок, не зная, когда она появится перед камерой. Перед сценой драки с членом банды Питбулем Кейдж рассказал Финнегану о драме Билли Уайлдера «Сабрина». «Мы провели быстрый тест на парковке, чтобы проверить, не задохнется ли Бертран, — говорит Финнеган. — А потом мы сняли эту сцену. Это было забавно. Потом, когда мы монтировали фильм, Ник написал мне: "Съел ли ты крысу, чтобы это получилось?» Это все время было у него на уме"».

Сам Николас Кейдж в фильме ел сырые яйца из птичьего гнезда. Этот момент нужен для понимания отчаяния героя: персонажу нужна энергия для выяснения отношений в стиле «съешь крысу». «Птица гадит ему на плечо, — говорит режиссер. — И он думает о птичьих яйцах из гнезда на дереве, чтобы поесть, когда есть нечего». В момент, который многим может показаться отвратительным, желток стекает по лицу обезумевшего Кейджа. Финнеган уточняет, что на самом деле это были перепелиные яйца с местной фермы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сатира на токсичную маскулинность

Кадр из фильма «Серфер»
Кадр из фильма «Серфер»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сценарию, написанном ирландцем Томасом Мартином, Николас Кейдж играет безымянного персонажа, просто «серфера», который возвращается в свой маленький прибрежный городок в Австралии после того, как в подростковом возрасте переехал в Калифорнию. Его статус чужака также вызывает конфликтную завязку, главный герой подвергается унижению перед своим сыном-подростком со стороны местной банды серферов, которые считают пляж его детства своей территорией. «Не живешь здесь — не серфишь здесь», — заявляют они и всячески издеваются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удрученный серфер вступает в войну с бандой, и по мере того, как его выходки становятся все более эксцентричными, а действия выходят из-под контроля, он оказывается на грани безумия (Кейдж известен своим умением играть парней на взводе). Из-за череды кафкианских бедствий его персонаж становится голодным и бездомным: он не может воспользоваться своей кредитной картой или телефоном, у него нет ни денег, ни друзей. Добавьте к этому австралийское солнце, и вы получите психодраму с галлюцинациями главного героя.

Кадр из фильма «Серфер»
Кадр из фильма «Серфер»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Фильм высмеивает эту гипермужественную группу парней, — говорит режиссер. — Они как дети, которые не позволяют другому ребенку играть в их домике на дереве. Но это также проверка мужественности в кризис, и того, что такие парни, как Скалли, очень харизматичны и убедительны в своих идеях. Они могут легко убедить молодых парней, которые ищут принадлежности, погрузиться в их маленький мирок".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как серферы отреагировали на то, что их изобразили злобными чудаками?

«Многие серферы помогали нам во время съемок фильма, — шутит Финнеган. — Они еще не видели фильм». Он рассказал, что вдохновлялся Bay Boys, бандой серферов из калифорнийского залива Лунада: «Это бухта в форме полумесяца с большими, модернистскими, дорогими домами, расположенными на вершине холма. Все они принадлежат менеджерам хедж-фондов, врачам и юристам. Если вы попытаетесь заняться серфингом на их пляже, они действительно нападут на вас. Я не знаю, похожи ли они на секту. Это не то же самое, что в нашем фильме. Но они определенно группа агрессивных парней-яппи, увлекающихся серфингом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Серфер»
Кадр из фильма «Серфер»
Кинопоиск

Кто такой Лоркан Финнеган и что примечательного в его фильмах?

Лоркан Финнеган - режиссер фильмов «Без имени», «Вивариум» и «Дурной глаз», привлек Николаса Кейджа к проекту «Серфер», отправив ему сценарий Томаса Мартина и личное письмо. Кейдж, поклонник «Вивариума», посмотрел «Дурной глаз» и после попросил о встрече. «Я рассказал ему, какой образ мне нужен, — говорит Финнеган. — У нас похожее чувство юмора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финнеган начал свою карьеру, снимая комедийные короткометражки для компании Чарли Брукера Zeppotron, после того как в 2001 году посмотрел по телевизору «Инновации» и написал им письмо. Хотя его работы не являются полноценными комедиями, они вызывают нервный смех: Джесси Айзенберг и Имоджен Путс застревают в жутком стерильном лабиринте одинаковых строений в «Виварии», Ева Грин сходит с ума в «Дурном глазе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лоркан Финнеган и Николас Кейдж на съёмках фильма «Серфер»
Лоркан Финнеган и Николас Кейдж на съёмках фильма «Серфер»
Madman Films
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что дальше? В «Серфере» с помощью живописной эстетики (раскаленные красные тона передают жар, прохладная бирюзовая вода символизирует спасение) показан контраст отвратительного, безумного и приятного, спокойного. Все эти размышления навели Финнегана на мысли о новом проекте.

Его следующий фильм «Голиаф» вдохновлен картиной Орацио Джентилески «Давид и Голиаф» 1607 года: «Мы со сценаристом Гарретом Шэнли сидели там на пляже, испытывая отвращение, и это натолкнуло нас на идеи. Мы начинаем кастинг. Это антиутопическая басня о создании монстров для развязывания войны».