«Пока строить планы не получается»: Сергей Гилев о проекте мечты, фестивальном кино и отцовстве

Сергей Гилев, несмотря на тягу к искусству и все необходимые вводные, стал большим актером только к 40 годам. За последние пять лет он успел сняться в более чем полусотне проектов и закрепиться в статусе почти народного артиста — на счету крупные коммерческие работы и фестивальные ленты, обласканные критиками. Мы встретились с Сергеем на важном карьерном рубеже, чтобы обсудить его новый криминальный триллер «Тоннель» (доступен с 1 декабря на «КИОН») — в нем неподкупная таможенница в исполнении Елизаветы Боярской пытается вернуть похищенного мафией мужа, которого как раз играет Гилев. Также Сергей рассказал о своих кинематографических мечтах, нетривиальных предпочтениях (вы знали, что Гилев обожает «Бобров-зомби»?) и отношении к отцовству.
Никита Прунков
Никита Прунков
Заместитель главного редактора Men Today
Ты говорил, что актерство — это фриланс, и уверенности в завтрашнем дне у артистов нет. Ты все еще так думаешь, хотя в твоем резюме 60 ролей? Есть мысли выйти за пределы кадра?

Я постоянно думаю про диверсификацию. В этом году все снова заговорили про кризис: что снимать стали меньше на 40% или даже на 70%. В такие моменты я начинаю размышлять о режиссуре (чтобы иметь еще один вариант работы), но упираюсь в несколько проблем. Чтобы снять кино, нужно научиться быть режиссером, а потом писать сценарий — для этого необходимо время на учебу и деньги. К тому же, я просто стесняюсь. Есть люди, у которых с этим все в порядке: придумали, сделали, выпустили, показали. У меня не так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот с картинами мне, например, не стыдно — совершенно не важно, что про них говорят люди. Я не умею рисовать, но мне это нравится. Я продал примерно 50 работ лет 10 назад (самая дорогая стоила 300 долларов), но с тех пор выставок не делал и ничего не продавал. С фильмами всё иначе: мне важно, что подумают люди, поэтому, кажется, этому всё же нужно поучиться. Да и коллеги постоянно говорят: режиссеры и продюсеры ничего не зарабатывают, лучше будь актёром! В общем, сплошные стены и скептицизм.

Пальто и брюки, ROSHI; майка, IUMAN; цепочка, TILDA JEWELRY
Пальто и брюки, ROSHI; майка, IUMAN; цепочка, TILDA JEWELRY
Фотограф: Михаил Пешков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Может бизнес-проект какой-нибудь?

Я бы с радостью имел пару коммерческих помещений — в Москве или в Ижевске. Это было бы удобно, я бы работал в кино даже бесплатно и с удовольствием. Но для этого надо стать богатым. А можно получать ренту иначе: написать международный музыкальный хит и до конца жизни зарабатывать на роялти от прослушиваний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Идея — супер, но с твоим журналистским бэкграундом (Сергей работал на «Кинопоиске», Sports.ru и «Мел». — MT) реалистичнее написать сценарий, чем трек. Были мысли насчет этого?

Я на журналиста не учился, а работал в основном с соцсетями. По поводу проекта — у меня есть семь идей, но поделюсь только одной, она пришла мне во сне после того, как я посмотрел на «Новом сезоне» сериал Мигеля, в который меня не взяли. Это будет короткометражка «Единственная нормальная школа танцев». Я бы в ней сыграл нормального руководителя школы. Такого, который не орет на учеников и не унижает их. А то у них почему-то принято кричать и быть противным. Еще так делают в фигурном катании, гимнастике и в некоторых других видах спорта, но мне кажется, что это устаревшие методы. Я буду использовать добро, поэтому ко мне в итоге придут учиться вообще все танцоры мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, у тебя нередко выходят фестивальные картины, которые не получают должного внимания из-за отсутствия маркетинга. Как «Планета» Михаила Архипова или «Агния» Павлы Стратулат. Расстраивает?

Это расстраивает в детстве, потом ты вырастаешь и понимаешь: если идешь в фестивальное кино — будь готов, что если оно и выйдет, то в ограниченном прокате. У производителей нет денег на продвижение, а без рекламы люди почему-то не идут на такие фильмы. Может, им просто скучно?

Я сам иногда смотрю подряд несколько фильмов с Каннского фестиваля такого-то года — и многие не досматриваю. Иногда так уныло бывает, что мне становится жалко людей, которые смотрели это в кинотеатре и не могли выйти. Если взглянуть с другой стороны — умных людей мало, а то, что приносит им удовольствие, не всегда нравится большинству. Я очень простой парень с очень плохим образованием, поэтому на большей части фестивальных фильмов мне скучно вместе с большинством, я до них пока не дорос. Наверное, такие фильмы и с рекламой никогда не будут собирать кассу. Хорошо, что их вообще еще хоть кто-то снимает!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф: Михаил Пешков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
При этом ты осозанно выбираешь чередование коммерческих и авторских проектов, а не прибегаешь к принципу «куй, пока горячо», как некоторые твои коллеги?

Пусть все делают так, как им комфортно. Я не думаю, что кто-то из кующих артистов сильно расстроился из-за этого подхода — по крайней мере, мы не были свидетелями этого. Они всегда имеют возможность работать (зарабатывать кучу денег!), и если у них появится запрос сняться в кино, которое никто не посмотрит, они это сделают. Более того, у актеров класса «А» всегда больше возможностей для того, чтобы привлечь к нему внимание: доступ к деньгам, продюсерам, лучшим сценаристам. И наверняка у каждого из них есть коммерческие помещения! Эксперимент мечты: было бы здорово однажды увидеть как все большие русские актеры в один год решили сняться только в скромных авторских фильмах и показали, что даже они могут собрать кассу. Ну, или не могут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Расскажи про свой новый проект «Тоннель». Мне кажется, авторам удалось не утонуть в жанровых клише и сконцентрироваться на философских размышлениях о муках выбора.

В «Тоннеле» постоянно что-то происходит! Кажется, что это нормально, но так бывает не всегда, поэтому это удивительно. Буквально каждую минуту с самого начала что-то интересное происходит. Постоянно кто-то принимает какие-то решения, которые влияют на все, все портят, ведут всех в ад. Но это не триллер в стандартном понимании! А раз это не совсем триллер, его может посмотреть гораздо более широкая аудитория — тут есть места, на которых возможно похихикать. Но это и не комедия, в которой люди кривляются. Тут всё всерьез. Кажется, по этой причине во время съемок пару раз вспоминали «Фарго». Вспоминали, но не зацикливались, потому что у Флюзы Фархшатовой, нашего режиссера, свой стиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывают сериалы, про которые люди рассказывают и оговариваются, что «надо перетерпеть первую серию или две» — тут этого делать не придется, потому что в начальных эпизодах на экране постоянно Лиза Боярская. И это топ! Такая простая добрая человеческая понятная всем растрепанная женщина, у которой дома подросток и муж, и оба мешают нормально жить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пиджак, NETWORK; брюки, ICEBERG; кеды, BARRACUDA, NO ONE
Пиджак, NETWORK; брюки, ICEBERG; кеды, BARRACUDA, NO ONE
Фотограф: Михаил Пешков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подобная насыщенность не может утомить зрителя?

Слушай, если мы хотим отдыхать, то мы идем в кроватку, открываем «рилсики» и потихоньку засыпаем. Но раз уж решили смотреть сериал, то пусть в нем постоянно что-то происходит. Потому что бывают фильмы, во время которых моя жена просто начинает лезть в телефон и заниматься своими делами. Хочется, чтобы невозможно было оторваться, и «Тоннель» как раз такой — ему нужно дать себя измотать. Чтобы не было недель, в которые Telegram-каналы написали: «Ну вот, действие замедлилось, эта серия была провальной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А как ты к самим каналам относишься? Артистам иногда тяжело с ними соглашаться, но ведь любой кинокритик — потенциальный кинематографист. Взять того же Годара или Вендерса.

У нас так получилось с Романом Волобуевым, который снял супермегакрутого «Последнего министра». Еще Денис Виленкин начинает свой путь. Я его, кстати, раньше много читал, мне нравилось — он был таким злым. Если бы я мог так же писать, я бы хорошенько отругал его сериал «Разочарованные». К критике я хорошо отношусь. Я очень ее люблю!

Банальный вопрос, но у тебя самого есть проект мечты? Может, что-то неочевидное?

Блин, я вот иногда смотрю всякие подборки — недавно наткнулся на топ фильмов про акул и посмотрел «Shark Side of the Moon» («Акулья сторона Луны»). Это очень плохое кино, а я ожидал найти что-то хорошее в духе «Zombeavers» («Бобры-зомби»). А к чему я это вообще? Точно! К тому, что я удивляюсь, как иногда в руки к людям попадают деньги. Когда такое вижу, я думаю, что я бы на съемках подобных фильмов мог бы стать лучшим абсолютно в любом цехе: я бы лучше это срежиссировал, лучше сыграл, даже снял и осветил бы намного лучше, хотя я не оператор и не осветитель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так у меня появилась мысль написать кастинг-директорам нескольких подобных дурацких фильмов и сказать: давайте я у вас снимусь! В такое я уже должен проходить без проб. Не знаю, зачем мне это нужно, только для галочки и разнообразия, наверное. Ну и еще у меня в фильмографии был бы какой-то смешной международный фильм. Но если мы не берем всякие фильмы про бобров и акул, то я бы, конечно, присоединился к компашке «Чертаново плаза». Это комедийный веб-сериал, который сняла Нина Волова — она получила приз за лучший дебют на «Маяке» за «Фейерверки днём».

Я бы еще поработал с Флюзой, но она меня пока никуда не зовет. А мы с ней хорошо шутили на съемках. Еще я хотел бы сериал с главной ролью на «КИОН», а то у меня там такого нет — в «Почке» главная роль досталась женщине, а от роли в «Баре "Один звонок"» я отказался, чтобы ее легендарно сыграл Козловский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пальто, STRELLSON; рубашка и брюки, ICEBERG; галстук, NETWORK; кеды, PREMIATA, NO ONE
Пальто, STRELLSON; рубашка и брюки, ICEBERG; галстук, NETWORK; кеды, PREMIATA, NO ONE
Фотограф: Михаил Пешков
Ты пришел на интервью вдвоем с сыном. Расскажи, какой ты папа, ведь за последние годы роль мужчины в семье сильно изменилась?

Стараюсь быть спокойным, терпеливо ему всё объясняю. Хочу не портить жизнь, но при этом сделать так, чтобы он научился стараться. Дети любят быть ленивыми гадами, понимаешь? А то будет весь день сидеть мультики смотреть. Это же бесполезно. Папе нужно много шутить, быть добрым, чаще обнимать ребенка, проводить как можно больше времени вместе. Освободить пространство для мамы, чтобы она больше отдыхала, занималась собой, развлекалась. Папа должен знать все мелочи, чтобы как минимум не опозориться с ребенком вдвоем в больнице.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Большая слава пришла к тебе пять лет назад, сейчас, можно сказать, у тебя определенный майлстоун в 45. Чего бы хотел в следующей точке, когда отметишь юбилей?

Чтобы все было нормально. Потому что строить планы не получается. Ну, КОМОН. Вот так и напишите — через «О»: «Комон, какие планы?»

Фотограф: Михаил Пешков
Стиль: Владимир Макаров
Продюсер: Ольга Сабельникова
Визажист: Ольга Попова
Ассистент фотографа: Вячеслав Крицкий