Почему Каннский фестиваль-2025 стал самым политизированным с 68-го года: конфликты, #MeToo и запрет на «голые» наряды

Французский кинофестиваль, который раньше гордился тем, что является аполитичным мероприятием в духе «кино ради кино», похоже, перешел на сторону протестующих.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Теги:
Почему Каннский фестиваль-2025 стал самым политизированным с 68-го года: конфликты, #MeToo и запрет на «голые» наряды
GettyImages
Содержание

Пламенные речи на церемонии открытия

На 78-м Каннском фестивале состоялась одна из самых политизированных церемоний открытия на памяти живущих. В своей речи, принимая почетную Золотую пальмовую ветвь, Роберт Де Ниро раскритиковал президента США Дональда Трампа, назвав его «президентом-обывателем» и призвав зрителей «действовать сейчас... без насилия, но с большой страстью и решимостью в защиту демократии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пришло время всем, кому небезразлична свобода, объединяться, протестовать, а когда будут выборы, голосовать. Голосуйте. Сегодня вечером и в течение следующих 11 дней мы демонстрируем нашу силу и преданность, прославляя искусство на этом великолепном фестивале. Свобода, равенство, братство», — заявил он.

Роберт Де Ниро на церемонии открытия 78-м Каннского кинофестиваля
Роберт Де Ниро на церемонии открытия 78-м Каннского кинофестиваля
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведущий церемонии, французский актер Лоран Лафитт, произнес столь же страстную и политизированную речь, призвав актеров использовать свою публичную платформу для реальных изменений в мире. Он упомянул таких актеров, как Джеймс Стюарт, Джозефина Бейкер, Марлен Дитрих, Адель Энель, как артистов, оказавших положительное влияние на такие проблемы, как изменение климата, равноправие, расизм, иммиграция и многое другое.

Президент Каннского кинофестиваля, оскароносная актриса Жюльет Бинош, продолжила в том же духе, заявив, что художники обязаны осуждать военные преступления, изменение климата, женоненавистничество и «демонов нашего варварства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лоран Лафитт и Жюльет Бинош на церемонии открытия 78-м Каннского кинофестиваля
Лоран Лафитт и Жюльет Бинош на церемонии открытия 78-м Каннского кинофестиваля
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политический тон был задан накануне фестиваля

Более 350 мировых кинодеятелей, в том числе Ричард Гир, Хавьер Бардем, Марк Руффало и Сьюзан Сарандон, опубликовали на сайте французской газеты Libération открытое письмо, в котором осудили то, что они назвали «молчанием и безразличием» мирового киносообщества в отношении последствий продолжающейся военной кампании Израиля в секторе Газа.

Сделали это в память о 25-летней художнице и фотожурналистке из Газы Фатиме Хассуне, героине документального фильма Сепиде Фарси «Положи свою душу на ладони и иди», премьера которого состоялась в Каннах в четверг вечером. Фатима была убита 16 апреля в результате израильского авиаудара по ее дому на севере Газы вместе с 10 членами ее семьи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фатима Хассуна
Фатима Хассуна
@fatma_hassona2 / Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двукратные обладатели «Золотой пальмовой ветви» Кен Лоуч и Пол Лаверти поделились письмом в социальных сетях и призвали международное киносообщество в Каннах выступить в защиту мира. «В течение нескольких коротких дней внимание всего мира приковано к Каннам, где кинематографисты из многих стран изо всех сил стараются понять, что происходит вокруг них, — говорится в их посте. — У Канн есть традиция участвовать в текущих событиях, и у некоторых до сих пор живы воспоминания о событиях 1968 года», — вспоминают они о том, когда в последний раз Каннский кинофестиваль был таким политически напряженным, как в этом году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Движение #MeToo снова в центре внимания

Движение #MeToo, которому в прошлом уделялось мало внимания на фестивалях, — Джонни Депп, которого обвиняли в домашнем насилии, в 2023-м появился на красной ковровой дорожке на премьере фильма «Жанна Дюбарри» — в этом году оказалось в центре внимания в Каннах. В день церемонии открытия Жерар Депардье был приговорен к 18 месяцам лишения свободы условно за сексуальное насилие, а Жюльет Бинош назвала #MeToo переломным моментом в борьбе французской индустрии с институциональным насилием.

Жерар Депардье покидает здание суда, где состоялось слушание по его делу о сексуальном насилии в марте 2025 года
Жерар Депардье покидает здание суда, где состоялось слушание по его делу о сексуальном насилии в марте 2025 года
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В беспрецедентном порядке фестиваль запретил Тео Наварро-Мюсси пройти по красной ковровой дорожке в четверг вечером на премьере конкурсного фильма Доминика Молла «Досье 137», поскольку французский актера обвиняют в сексуальном насилии. Случилось это после того, как три его бывшие партнерши заявили, что он подверг их насилию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тео Наварро-Мюсси
Тео Наварро-Мюсси
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суд отклонил первоначальную уголовную жалобу, но предполагаемые жертвы планируют подать гражданский иск. Генеральный делегат Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо выступил в защиту запрета, заявив, что фестиваль должен обеспечивать «безопасность, неприкосновенность и достоинство» всех людей, задействованных в фильмах, которые он показывает.

Новые строгие правила и запреты

Учитывая весь этот новообретенный активизм, казалось неуместным, что организаторы Каннского фестиваля перед его началом выпустили более строгие внутренние правила, попросив своих сотрудников сохранять «политический нейтралитет» во взаимодействии с гостями и в социальных сетях. Эта директива, новое дополнение к стандартному протоколу, появилась после того, как профсоюзные активисты из неофициального объединения временных работников фестиваля Sous Les Écrans La Dèche устроили протесты в день открытия из-за условий труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые также видят несоответствие между призывами к «свободе, равенству и братству» и модным ограничениям на красной ковровой дорожке. Организаторы фестиваля подтвердили, что в этом году запретили откровенные и шикарные наряды на торжественном открытии, в том числе традиционные для красных дорожек платья с длинным шлейфом, которые «препятствуют проходу гостей и усложняют рассадку в театре». («Укутанная» с ног до головы в вещи Ирина Шейк в Каннах, ранее демонстрировавшая себя там во всей красе, уже стала предметом бурных обсуждений).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ирина Шейк на церемонии открытия 78-ого Каннского кинофестиваля в 2025 году
GettyImages
Ирина Шейк на церемонии открытия 76-ого Каннского кинофестиваля в 2023 году
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представитель фестиваля пояснил, что дресс-код не предназначен для регулирования одежды «как таковой», но он был обновлен, чтобы отразить определенные правила, «которые действуют уже давно». «Но это была странно консервативная мера для фестиваля, который, по крайней мере в этом году, кажется, возрождает дух 1968 года», — пишут СМИ.

Что произошло в Каннах в 1968 году?

21-й Каннский кинофестиваль проходил с 10 по 18 мая 1968 года, когда его официально и со скандалом отменили из-за продолжавшихся студенческих демонстраций и беспорядков во Франции. Режиссеры Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Жан-Пьер Лео, симпатизирующие левым студентам, созвали пресс-конференцию и просили остановить смотр в солидарность с протестующими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Режиссеры Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луи Маль и Роман Полански на пресс-конференции во время 21-ого Каннского кинофестиваля в 1968 году
Режиссеры Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луи Маль и Роман Полански на пресс-конференции во время 21-ого Каннского кинофестиваля в 1968 году
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Радио каждый час сообщает, что заводы оккупированы или закрыты, — сказал взволнованный Трюффо. — Поезда остановились, а поезда метро и автобусы надо ждать до лучших времен. Так что каждый час сообщать, что Каннский кинофестиваль продолжается, просто нелепо». Годар выразился более прямо. «Мы говорим о солидарности со студентами и рабочими, — сказал он, — а вы говорите о съемках и крупных планах. Вы придурки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Руководство проигнорировало просьбу о завершении фестиваля. Однако к бунтарям присоединились члены жюри Луи Маль и Роман Полански, а режиссеры Ален Рене, Милош Форман, Клод Лелуш и Карлос Саура сняли свои картины с показа. Несмотря на протест, организаторы фестиваля решили показать фильм «Мятный коктейль со льдом» испанского режиссера Карлоса Сауры. Все недовольные выбежали на сцену и держались за занавес, не давая открыть экран. Многие из присутствовавших были в шоке, а фестиваль — окончательно сорван, без объявления победителей.