В папстве кинематографично абсолютно все от истории до внешнего оформления. Отдельного внимания заслуживает процесс выбора нового понтифика, который так красноречиво (и, как говорят, правдиво) показан в популярном нынче фильме «Конклав» с Рэйфом Файнсом в роли невольного претендента на высшую должность. Здесь есть тайна, ритуал и облачения; мы видим одинокого и хрупкого человека, балансирующего над пропастью истории, добра и зла. Режиссер Эдвард Бергер показывает возвышение одного несовершенного человека до верховной власти.
От Питера О'Тула до Джуда Лоу: краткая история римских пап на большом и малом экране

Папа римский в кино: между добром и злом

Обсуждая в эти дни — после смерти папы Франциска — экранное изображение главы Католической церкви, нельзя не вспомнить, что в кино и сериалах мы видели много пап. Кто-то из них был на сто процентов вымышленным персонажем, кто-то — абсолютно реальным человеком. Многие известные актеры играли роль понтифика, и каждый делал это по-своему, демонстрируя собственное видение.

Так, уважаемый Питер О'Тул был почти ящероподобным и капризным Павлом III в сериале «Тюдоры» (2007), а Джереми Айронс перевоплотился в Александра VI в шоу «Борджиа» (2011) с лицом излучающим чувственную утонченность, но и высокомерие.

Если папа должен быть второстепенным персонажем на экране, его легче играть как злодея. Идеальный пример — Рекс Харрисон, который в фильме Кэрола Рида «Муки и радости» (1965) изображал величественного Юлия II, так называемого папу-воина.
Папа Франциск в кино
Скорее всего будущий преемник покойного папы Франциска видел многие из этих киноработ. Вероятно, ему запомнились кадры, когда камера наблюдает за актером, в то время как он, облаченный в роскошные одежды, под нарастающий гул аплодисментов впервые появляется на балконе с видом на Пьяцца Сан Пьетро. В это время старший кардинал произносит: «Habemus Papam» — «У нас есть папа». С точки зрения нового понтифика, из-за его головы мы видим тысячи статистов или, что более вероятно, CGI-изображений. Хочет ли он, чтобы все в реальности произошло так же?

Сегодня у нас есть байопик Фернанду Мейреллиша «Два Папы» (2019), в котором Франциска сочувственно и с юмором играет Джонатан Прайс. Вероятно, для многих фильм задает тон того, как он запомнит покойного папу. Будущий понтифик Прайса — сдержанный, откровенный, скромный, но обеспокоенный, немного простоватый человек из народа.

В то же время ему удается очаровать действующего главу церкви — крайне консервативного Бенедикта XVI, которого играет Энтони Хопкинс. И эти два персонажа позволяют зрителю видеть главного героя не просто со стороны, но и глазами второго папы. Экранный Франциск — славный парень, без вспышек гнева, которые, как говорят, были свойственны ему в жизни.
Навязанная роль папы римского
Важно отметить, что «Два Папы» начинаются с момента, когда кардинал Бергольо хочет отставки, отойти от политики и демонстрации церковной власти, чего Бенедикт не одобрит. Точно так же кардинал Лоуренс Рэйфа Файнса начинает «Конклав» с желания уйти с поста декана коллегии кардиналов. Этот первоначальный импульс сигнализирует о вполне реальной возможности превратиться в capo di tutti capi — босса боссов.

В фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец 3» (1990) босс боссов, мафиози Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино, признается в своих ужасных грехах кардиналу Ламберто в исполнении Рафа Валлоне — вымышленному персонажу, который потрясен преступлениями мафии. Позже он становится воображаемой версией папы Иоанна Павла I и расследует коррупционные скандалы Ватикана, как и его настоящий тезка.

Нежелающий или недостойный папа — это экранная традиция. Иоанн Павел I, который умер скоро после своего возвышения, стал источником вдохновения для фильма Нанни Моретти «У нас есть Папа!» (2011). В нем Мишель Пикколи играет вымышленного кардинала Мельвиля, которому навязывают высшую должность, и который поддается страху публичных выступлений. Фильм очень хорошо показывает, как во время конклава большинство кардиналов явно не жаждут нести на себе это ужасное бремя.
Легкие нравы Ватикана
Самый возмутительно не желающий нести папскую ношу в истории кино — герой Робби Колтрейна в фарсовой комедии Питера Ричардсона «Папа Римский должен умереть» (1991). Сюжет начинается с формальности: теоретически новый папа не обязательно должен быть кардиналом.

Антигерой Колтрейна — распутный, но в целом честный священник Дэйв Альбинизи, который случайно возводится на Святой престол из-за странной ошибки и, как Ламберто в третьем «Крестном отце», находится под давлением толпы за то, что слишком пристально следит за взяточничеством и коррупцией в Ватикане.

Однако для чистого веселья и возмущения спокойствия у нас есть фантастический Пий XIII, бывший кардинал Ленни Белардо. Его играет Джуд Лоу в сериале Паоло Соррентино «Молодой Папа». Мы видим, как этот глава церкви курит сигареты, что многих может шокировать, хотя известно, что реальные Иоанн XXIII и Бенедикт XVI были курильщиками. Мы даже видим понтифика с накаченным телом, шагающего по пляжу лишь в белых плавках.
Папы-женщины
Несколько раз была экранизирована история IX века о легендарной и мифической Иоанне, которая якобы, скрывая свой пол, в течение двух лет занимала Святой престол. Здесь стоит особенно отметить фильм Майкла Андерсона «Папесса Иоанна» (1972), в котором героиню блестяще сыграла Лив Ульман бледная и решительная, неземная версия Жанны д'Арк.

Быть папой в кино — взять на себя главную и очень сложную роль. Она не просто требовательная, но часто и неблагодарная, ведь актеров и режиссеров могут жестко критиковать.