Селин Сон родилась в Южной Корее в 1988 году в творческой семье. Она с детства дышала воздухом искусства и впитывала его в себя. Ее отец снимал кино, а мама делала иллюстрации для детских книжек. Позже Селин назовет это своим «трастовым фондом».
От Чехова в The Sims до «Материалистки»: кто такая Селин Сон, снявшая главный фильм этого лета

Корея, переезд и Альбер Камю

Когда девочке исполнилось двенадцать, семья решила начать все с нуля. Они собрали чемоданы, оставили карьерные амбиции и переехали в Канаду. Отец с матерью открыли там небольшой магазин. Для самой Селин это был период, полный метаний, культурного шока и попыток найти себя в чужой стране. Сегодня она вспоминает об этом времени с благодарностью. «Перемены сложны, но они того стоят», — скажет режиссер.

В школе Селин писала небольшие пьесы для кружка любителей классической литературы. «Если вы спросите кого-нибудь из моей старшей школы, кем был парень Селин, они ответят: "Альбер Камю"», — шутит Сон. После выпускного девушка решила продолжить изучать человеческую натуру и поступила на факультет психологии в Университет королевы в Кингстоне.
Экспериментальный театр и Чехов в The Sims
В университете Селин увидела постановку «Барабаны в ночи» Бертольта Брехта, и тогда ее представление о театре изменилось раз и навсегда. Она открыла его для себя как инструмент, который играет с восприятием зрителя, провоцирует и ломает привычные установки.
Получив диплом бакалавра в 2012 году, Сон уехала в Нью-Йорк, где поступила в магистратуру Колумбийского университета. Там она изучала сценарное мастерство. Ее наставниками стали легенды экспериментального театра 1980-х Чак Ми и Энн Богарт.

Одновременно Сон умудрялась выигрывать гранты и стипендии, в том числе от Фонда Эдварда Ф. Олби — драматурга, который сам был мастером разбивать привычное в пух и прах.
Начало карьеры Сон выпало на период, когда андерграунд в Нью-Йорке умирал. Сцены закрывались одна за другой, Селин приходилось работать за копейки. В 2014 году она поставила «Бой Бипа и Бупы» — дерзкая пьеса о полицейском насилии, где на сцене актеры в костюмах ку-клукс-клана стреляли по гражданам. За весь сезон она получила жалкие 500 долларов. Ее следующая постановка «Пир» была еще жестче. Она представляла собой аллегорию на общество потребления.

К началу 2020-х радикализм в творчестве Сон уступил место личным темам. Пьеса «Концовки» о красивой банальности жизни стала прорывом в ее карьере. Постановка вышла за несколько дней до начала пандемии и, как по волшебству, привлекла внимание — возможно, потому что люди в это время особенно остро ощущали ценность обыденного.
Пандемия не остановила Селин — наоборот, она написала за это время целый сезон сериала «Колесо времени», а осенью 2020-го совместно с New York Theatre Workshop Сон выпустила шестичасовую «Чайку» Чехова, сыгранную в The Sims 4. Это не шутка: спектакль шел в режиме реального времени и транслировался на Twitch. «The Sims 4, как по мне, — очень чеховская игра. Она же о повседневной жизни», — говорит Сон.
Большое кино, «Прошлые жизни» и номинация на «Оскар»
После всех экспериментов в театр Сон возвращаться больше не желала. Сцена казалась ей невыносимо тесной и хотелось большего. В 35 лет она сняла свой первый фильм. Премьера состоялась на фестивале в Сандэнсе, а позже лента была показана на Берлинале. «Прошлые жизни» — слишком личная картина, чтобы стать массовой, однако ей все же это удалось. Фильм собрал восторженные отзывы зрителей и критиков, а также получил целый ряд номинаций на всевозможных премиях, включая «Золотой глобус» и «Оскар».

«Прошлые жизни» — камерная драма, которую можно назвать медитацией. Это меланхолия в чистом виде. Медленные планы, диалоги, которые будто растекаются во времени, мягкий свет, окутывающий лица героев.

Сюжет кажется обманчиво простым. Нора (Грета Ли) и Хэ Сон (Тэо Ю) — друзья детства, которые были влюблены друг в друга, но оказались разлучены. Она уехала в Канаду, он остался в Южной Корее. Их жизни идут параллельно и лишь иногда пересекаются. Между ними что-то большее, чем любовь, но этого недостаточно, чтобы быть рядом. Тема стара, как мир, но у Сон она звучит с такой искренностью, что открывается нам абсолютно по-новому. Это ее личная история, чувства и печаль, которыми режиссер делится так откровенно, словно дает нам заглянуть в свой личный дневник. Сон говорит, что камера для нее — это способ зафиксировать то, что невозможно выразить словами, и в «Прошлых жизнях» она сделала это весьма удачно.

Снова Нью-Йорк и любовный треугольник
«Материалистка» — вторая картина Селин. Вдохновившись собственным опытом работы свахой в брачном агентстве, она сняла фильм про всех нас и нашу реальность, где любовь и отношения превратились в одну из задач в ежедневнике. Сон поднимает важный вопрос: можно ли быть по-настоящему счастливым, если любовь не вписывается в твои планы?

Премьера в России прошла с оглушительным успехом — фильм возглавил кассовые сборы, собрав за первые выходные 103,6 миллиона рублей в РФ и СНГ. История разворачивается вокруг Люси (Дакота Джонсон), брачного агента, которая помогает состоятельным клиентам устроить личную жизнь. Она прагматик до мозга костей. В жизни Люси все было под контролем до момента, пока она не встретила на вечеринке миллионера Гарри (Педро Паскаль), который рушит ее стройную систему. В тот же вечер судьба сталкивает девушку с Джоном (Крис Эванс), бывшим парнем, который до сих пор влюблен в нее.
Сравнения «Материалистки» с «Прошлыми жизнями» так и напрашиваются, поскольку оба фильма сняты в Нью-Йорке, оба про любовь, про выбор и сложные отношения. Но если в первом — все было тонко, едва уловимо и пронизано меланхолией, то «Материалистка» фильм массовый: главные роли теперь отданы звездам первой величины, а сюжет, при всей своей сложности, становится более прямолинейным.

Представьте «Секс в большом городе», но без гламура и сахарной глазури — именно так Оуэн Глиберман из Variety описывает новый фильм Сон. Картина рекламируется как романтическая комедия, но на деле оказывается гораздо ближе к социально-романтической драме, где меткие наблюдения и беспощадная честность преобладают над привычной сладкой утопией. Это история о любви без розовых очков, где вместо мелодраматических вздохов — суровая реальность, приправленная иронией.
Кейт Эрлбанд из IndieWire называет Сон «циничной, грустной и по-хорошему злой». По ее словам, режиссер мастерски ломает штампы жанра, вытаскивая на свет его поверхностность и заставляя зрителя пересмотреть привычное отношение к романтическим сюжетам.
Да, не все сработало идеально. Выводы Сон кажутся очевидными, а местами режиссер явно перегибает с метафорами, стремясь охватить больше, чем может. Но критики сходятся в одном: даже в своих просчетах Сон по-прежнему остается «очарована бесценной сложностью человеческого сердца» и отчаянно пытается разобраться с природой любви.