Еще в разгаре поттерианы Дэниэл Рэдклифф начал задумываться о том, каким будет его путь вне волшебного мира. В 2007 году он снялся сразу в двух проектах — «Декабрьские мальчики» и «Мой мальчик Джек». Но зрителям эти роли показались до боли знакомыми: сирота в поисках семьи, юноша с очками и трагической судьбой. Все это словно отголоски уже полюбившегося образа.
Жизнь после «Гарри Поттера»: как Дэниэл Рэдклифф избавился от проклятия одной роли?

Спектакль «Эквус» (2008)

Реальные перемены начались не на экране, а на сцене. Настоящий вызов актер бросил себе в 2008 году, когда вышел на театральные подмостки в спектакле «Эквус» по пьесе Питера Шеффера. Его герой — психически нестабильный юноша, одержимый лошадьми и темными желаниями. В одной из самых смелых сцен Рэдклифф появляется перед зрителями полностью обнаженным — и тем самым символически разрывает связь с образом «мальчика, который выжил».

Постановка вызвала общественный резонанс. В Великобритании возмущенные родители требовали закрыть спектакль. Мол, как же теперь их детям смотреть фильмы о Гарри Поттере, когда волшебник такие непотребства вытворяет на сцене. Но для самого Рэдклиффа «Эквус» стал поворотной точкой. Критики высоко оценили его актерскую смелость, а сам он, похоже, решил, что отрицательные и неоднозначные персонажи помогут ему скинуть мантию и выбраться из Хогвартса.
«Женщина в черном», реж. Джеймс Уоткинс (2012)
Первым экранным проектом Дэниэла Рэдклиффа после завершения поттерианы стал британский готический триллер Джеймса Уоткинса «Женщина в черном». Ленту повсюду продвигали именно как «тот самый первый фильм Дэниэла после Гарри Поттера» — и в этом был очевидный маркетинговый расчет, которым продюсеры воспользовались на полную.

На экране Рэдклифф предстал в непривычном амплуа: молодой вдовец, пытающийся заботиться о сыне и параллельно разобраться с мрачными тайнами старинного дома. Сам фильм ничего нового не предлагал — стандартный жанровый ужастик, который критики встретили сдержанно. Но для актера это был важный переход — он впервые сыграл взрослого мужчину, отца, пережившего трагедию. «Женщина в черном» не произвела фурора, но задала вектор. Рэдклифф начал смело пробовать новое и с каждым проектом все дальше уходил от образа мальчика-волшебника.

В том же 2012 году, параллельно с «Женщиной в черном», Рэдклифф появился в сериале «Записки юного врача» по мотивам одноименного цикла рассказов Михаила Булгакова. Будучи большим поклонником русского классика, актер сыграл молодого, неопытного врача, заброшенного в глушь революционной России. Его герой не столько лечил, сколько отчаянно пытался не сойти с ума, что дало Рэдклиффу возможность раскрыть себя в жанре черной комедии.
Через год он перевоплотился в одного из символов бит-поколения — застенчивого студента и будущего поэта Аллена Гинзберга в драме «Убей своих любимых».

«Рога», реж. Александр Ажа (2013)
В фэнтези-триллере «Рога» Дэниэл Рэдклифф примеряет на себя один из самых необычных образов в карьере. Его герой, Иг Перриш, однажды просыпается с настоящими рогами на лбу — и это лишь начало цепи сюрреалистических событий. Вскоре он обнаруживает, что новое «украшение» дает ему странную способность: люди в его присутствии начинают откровенничать и делиться темными желаниями. Визуально и эмоционально это совсем другой Рэдклифф: дерзкий, небритый, в кожанке и толстовке — и с решимостью докопаться до истины.

Фильм снял Александр Ажа, а в основу лег роман Джо Хилла — сына Стивена Кинга.Результат получился на стыке триллера, черной комедии и драмы о мести. И хотя фильм дает не самые убедительные ответы на философские вопросы о добре и зле, наблюдать за тем, как бывший Гарри Поттер перевоплощается в обаятельного дьявола, определенно интересно.

«Человек-швейцарский нож», реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт (2016)
Рэдклифф решил попробовать себя в физической комедии. «Человек – швейцарский нож» стал для актера, пожалуй, самой неожиданной ролью.
«Это был лучший из всех странных сценариев, которые попадали мне в руки. Я был сразу же заинтригован — редко встретишь текст, настолько сумасшедший и при этом здорово написанный. Дружбан-труп? Газы? Сверхспособности? Одиночество и боль? Кто же от такого комплекта откажется? Я вот не смог», — рассказывал актер в интервью.

Герой Рэдклиффа — труп, который оказывается последней надеждой для потерявшегося в дикой природе молодого человека (Пол Дано). Их «дружба» — абсурдная, неловкая, местами трогательная — становится сердцем истории.
Фильм полон подросткового юмора, телесного абсурда и философии в обертке полной нелепицы. И да, возможно, никто не сыграл бы это лучше, чем человек, который уже не боится разрушить ожидания зрителей.

«Абсолютная власть», реж. Даниэль Рагуссис (2016)
В 2016 году Рэдклифф продолжает экспериментировать — на экраны вышел триллер «Абсолютная власть». Даниэль, возможно, взял пример с Элайджи Вуда из конкурирующей фэнтези-франшизы. Тот, дабы избавиться от тени Фрода Бэггинса, в фильме «Хулиганы» изобразил адепта радикальной молодежной субкультуры.
Герой Рэдклиффа в «Абсолютной власти» — агент ФБР, внедряющийся в радикальную неонацистскую группировку. Ради этой миссии он меняется до неузнаваемости: бритая голова, армейские ботинки, белая футболка с провокационной надписью. Если вынести за скобки слабый сюжет картины, сам Рэдклифф справляется с ролью отлично.

Спустя три года, уже в «Пушках Акимбо», актер решает пошутить и над собой, и над культом экранной маскулинности. Он играет геймера-неудачника, который внезапно оказывается втянут в кровавое реалити-шоу. Этот фильм стал самоироничным откликом на все предыдущие попытки актера построить брутальный имидж. К слову, эти старания были тщетны. У массового зрителя даже спустя годы после поттерианы он плохо ассоциировался со злом.

«Чудотворцы» (2019-2023)
А вот в комедийных проектах особенно ярко раскрывается потенциал Дэниэла Рэдклиффа. «Чудотворцы» стали для него своего рода творческой отдушиной и дали возможность продемонстрировать все грани актерского таланта и, вместе с тем в очередной раз дистанцироваться от образа, с которым его привыкли ассоциировать с детства.

Каждый сезон сериала разворачивается в новом сеттинге, что позволяло Рэдклиффу кардинально меняться от истории к истории. Актер с легкостью переключается между жанрами и образами — от наивного офисного клерка до неуклюжего бунтаря. И, пожалуй, именно в таком формате — гротескном, свободном, ироничном — он чувствует себя особенно органично.
