В юности застенчивый британский паренек Роберт выбирал между двумя творческими направлениями — игрой в театре и занятиями музыкой. Впрочем, первое было ближе Паттинсону по ряду причин: во-первых, он уже тогда обладал фактурной внешностью (со всеми вытекающими — голубыми глазами, светлыми волосами и широким подбородком), а, во-вторых, он прекрасно понимал, как этим преимуществом пользоваться. Если точнее, понимали его эмпатичные родители, которые молодого человека исключительно поддерживали в выборе будущей профессии: например, мама Роба, работавшая в модельном бизнесе, помогла сыну попасть в моделинг. Она считала, что этот опыт может стать подспорьем для актерства.
Избавиться от ярлыков и забрать свое: как Роберт Паттинсон стал главным актером поколения?

Как Паттинсон попал в ловушку «Сумерек»

Доподлинно неизвестно, как фэшн-съемки сказались на актерской карьере Паттинсона (он называл попытку освоить модное ремесло неудачной), однако уже к 20 годам он получил первые роли. Имея за плечами несколько лет игры в театральном клубе и запоминающуюся внешность, Роберт оказался в экранизации романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» (правда, сцены оттуда с ним вырезали) и небольшом немецком телесериале «Кольцо Нибелунгов». Настоящий же прорыв случился позднее — в 2005-м и 2007-м Роберт исполнил роль Седрика Диггори в четвертом и пятом фильмах франшизы о Гарри Поттере.

Участие в картинах подарило малоизвестному (по сравнению с более юными коллегами по цеху) актеру первую фан-базу, и уже через год он оказался в «Сумерках», где наконец солировал. Место в главной подростковой мелодраме десятилетия послужило своего рода плацдармом для Паттинсона — в сумме серия фильмов принесла авторам более трех миллиардов, а ее главные герои (Паттинсон, Стюарт и Лотнер) обеспечили себе безбедную старость, не достигнув и 30-летней отметки в паспорте. Однако слава, полученная благодаря съемкам в вампирской саге, имела обратный эффект — молодые актеры рисковали не выйти из полюбившегося поклонникам амплуа и навсегда застрять во вселенной тинейджерского фэнтези. Именно такая участь, к слову, и постигла Тейлора Лотнера.

«Сумерки» критиковали настолько часто, насколько можно было себе представить: прилетало за неудачные спецэффекты (привет CGI-волкам), блеклую игру ключевых актеров (Кристен Стюарт не даст соврать), кринжовые диалоги (вы помните фразу про личный сорт героина?) и в целом натужный сюжет. Более того, многие шутили, что мечтают о встрече персонажа Паттинсона с Блейдом — героем Marvel, который охотится на вампиров. Впрочем, самого Роба хейтеры особо не волновали: закрепляя массовый успех съемками в следующих частях франшизы, он планомерно целился в авторское кино. Так, между делом он успел сняться в трогательной драме «Помни меня» и ленте о бродячем цирке во времена Великой депрессии «Воды слонам!». Позднее Паттинсон завязал с «Сумерками» и на неопределенный срок скрылся от непритязательной публики в независимом кино.
Как Паттинсону удалось стать главным актером поколения
К середине 2010-х стало предельно ясно, что Роберт — артист с широким диапазоном, способный одинаково лаконично вживаться в образы смазливого вампира («Сумерки»), циркового ветеринара («Воды слонам!»), редактора парижской газеты («Милый друг»), нервозного грабителя банка («Хорошее время»), дофина Людовика («Король») и сходящего с ума смотрителя маяка («Маяк»). И, что не менее важно, Паттинсон — настоящий синефил, влюбленный в свое дело и потому скрупулезно выбирающий новые проекты. «Думаю, у меня хороший вкус в кино. Даже после короткой встречи я вижу, собирается ли режиссер сделать что-то стоящее», — нескромно утверждал актер, выросший на картинах Жан-Люка Годара, Вонга Карвая и Элема Климова.

Кстати, вот любимые фильмы Роберта Паттинсона:
«Изгоняющий дьявола», 1973 (реж. Уильям Фридкин)
«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 (реж. Милош Форман)
«Месть за мной», 1979 (реж. Сёхэй Имамура)
«Имя: Кармен», 1983 (реж. Жан-Люк Годар)
«Иди и смотри», 1985 (реж. Элем Климов)
«Дикие дни», 1990 (реж. Вонг Карвай)
«Ivans XTC», 2000 (реж. Бернард Роуз)
«Спецагент Корки Романо», 2001 (реж. Роб Приттс)
«Джимми Пикар», 2013 (реж. Арно Деплешен)
«Объятия змея», 2015 (реж. Сиро Герра)
Можно подумать, что Паттинсону регулярно улыбалась удача — на самом же деле, за свое почти блестящее резюме он боролся с особым усердием (будем честны, он мог без труда прописаться в блокбастерах и зарабатывать десятки миллионов за один проект, но выбрал путь сопротивления). Роб, как и его коллега по «Гарри Поттеру» Дэниел Рэдклифф, дабы не застрять в жанровых тисках, не боялся экспериментов и работы в инди-проектах — Паттинсон снимался у вундеркинда Брэйди Корбета, великого Дэвида Кроненберга, радикальной Клер Дени и эпатажного Роберта Эггерса. На протяжении некоторого времени он осознанно обходил стороной мейнстримное кино, работая исключительно в фестивальных картинах.

При этом ни о каком снобизме и речи идти не могло: как только Паттинсон окончательно избавился от насмешливого клише Эдварда Каллена и подтвердил статус звезды авторских фильмов, он постепенно вернулся в так называемый артстрим. После облюбленного критиками «Маяка» Роб решил поработать с Кристофером Ноланом в «Доводе» — возможно, самом сложном из де-юре зрительских проектов последних лет. За ним последовал вполне вписывающийся в рамки поп-культурных трендов нуарный «Бэтмен» Мэтта Ривза. Спустя еще пару лет мы увидели Паттинсона в «Микки 17» — не самом ровном, но однозначно масштабном фильме оскароносного автора Пон Джун Хо.
Что ждет Роберта Паттинсона в будущем?
Сегодня мы видим, как некогда контркультурный Роберт плавно переходит на новый творческий этап — ударно проведя прошлое десятилетие (около 20 проектов за декаду), он не планирует сбавлять обороты (только на этот год намечено еще два релиза помимо «Микки 17»). Паттинсон продолжает работать с выдающимися авторами, но теперь ему не нужно удерживать себя в рамках инди и сторониться всего, что имеет прокатный потенциал — он и так доказал свою многогранность и преданность кинематографу. Кажется, пора наконец вступать в наградную гонку и целиться в другие, не менее амбициозные проекты (к сожалению, ни одна из убитых версий Микки из ленты Пон Джун Хо «Оскар» или «Глобус» актеру не принесет). Другой вопрос — а нужны ли они ему вообще?
