Как запустить свой подкаст и почему это нужно сделать прямо сейчас

В мире сейчас настоящий бум на подкасты. Число их слушателей стабильно растет уже четвертый год. В России сегмент подкастов пока скромный, но это ли не признак пустующей ниши? Как запустить собственный проект, разбираемся с директором по контенту HiFi-стриминга Звук Ильей Карпухиным.
Как запустить свой подкаст и почему это нужно сделать прямо сейчас
Freepik

Эксперты предрекают подкастам большое будущее: развиваются технологии и стриминги, растет популярность подписных сервисов. По прогнозам, в 2024 году 23% всех пользователей Интернета будут слушать подкасты. А это 505 миллионов человек, сообщает MarketSplash. В России подкасты стабильно слушают 10 миллионов, выяснила Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). И в следующем году таких людей будет уже 18 миллионов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом в России всего 25 тысяч подкастов. А в библиотеке одного только Spotify –– больше 4 миллионов. Так что спрос есть, а предложений немного.

В РАЭК подсчитали, что записать подкаст в среднем стоит от 15 до 100 тысяч рублей. Сюда могут входить: фирменный стиль, ведущий, продюсер, звукорежиссер и редактор, аренда студии и оборудования. Но первые выпуски можно сделать вообще без вложений. Если есть желание и идея, достаточно смартфона со встроенным диктофоном.

ИльяКарпухин
Директор по контенту HiFi-стриминга Звук

Как выбрать тему для подкаста

По итогам HiFi-стриминга Звук за 2023 год, в тройке самых популярных подкастов –– детский «Хрум или Сказочный Детектив», «Дневники Лоры Палны» –– в жанре true-crime, когда ведущие описывают громкие преступления, разбавляя это комментариями, а также «10 глупых вопросов» –– в нем представители разных профессий рассказывают о себе.

Другие жанры, которые держатся в топе несколько лет:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Юмористические проекты (Comedy Club, «Хочу смеяться пять минут», программы «Юмор FM»)
  • Исторические проекты. Они чаще всего выстроены по одному принципу: в каждом эпизоде рассматривается эпоха или историческая личность под нестандартным углом с точки зрения автора подкаста («Закат империи», «Поручик Киже», «При царе Горохе»)
  • Научпоп в самом широком смысле слова: и про космос, и про науку, и на околонаучные и необязательно серьезные темы («Хакни Мозг», «Пульверизатор науки», «Неземной подкаст Владимира Сурдина»)
  • Разговоры друзей обо всем на свете («Отвратительные мужики»)
  • Медитации («Медитации с Александрой Яковлевлевой»)

Если хочется запустить подкаст в области, где мало конкурентов, то это футбол, новинки музыки и кино. Удачных и качественных проектов здесь пока единицы. Или можно выбрать узкую тему и обрести небольшую, но лояльную аудиторию. Это хобби, туризм и походы, рыбалка, ремонт и DIY (о том, как сделать что-то самому, полезные советы, инструкции). Или, к примеру, есть сникерхеды – люди, которые коллекционируют кроссовки, кастомизируют их, следят за новыми коллекциями. Почему бы не попробовать сделать для них подкаст. Еще нет ни одного подкаста про русскую баню, хотя сейчас это в тренде, особенно у мужской аудитории.

Попутно напоминаем, что у Men Today тоже есть свой подкаст под названием «Мужской разговор», в котором главный редактор Антон Иванов встречается с различными специалистами и обсуждает с ними самые важные вопросы, волнующие любого современного мужчину.

Приятного прослушивания!

В целом не стоит смотреть на хит-парады –– нужно делать то, что нравится. Лучшая тема — та, которая греет душу, потому что про нее придется много рассказывать. Если автору это неинтересно, это будет чувствоваться, и слушатель уйдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Как набрать аудиторию подкаста

При запуске важна каждая мелочь. Название должно легко запоминаться и произноситься, в идеале состоять не больше чем из четырех слов. У проекта должна быть обложка, выгодно выделяющаяся среди другого контента. Важно учитывать, что пользователи слушают подкасты на разных устройствах, и графика должна хорошо смотреться на всех.

Ну, и главная задача –– удержать внимание аудитории. У создателей видео есть правило трех секунд: считается, что именно столько у вас есть, чтобы заинтересовать пользователя. В подкастах времени побольше, но ненамного. Здесь подойдет аналогия с сериалами. Первая серия часто начинается с середины сюжета, когда динамика в самом разгаре. И только потом на экране появляются титры и заставка. Это сделано специально, чтобы зритель захотел погрузиться в историю и продолжил смотреть. Тот же принцип в подкастах: нужно уметь ставить себя на место аудитории и смотреть на свой контент со стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как продвигать подкаст

Подойдет все: кросс-промо, «сарафанное радио», прямая реклама. Недостаточно просто выпустить подкаст–– важно выстраивать отношения с аудиторией, увеличивать ее. Нужно следить за обратной связью, строить сообщество вокруг проекта, вовлекать слушателей в общение.

Freepik

Полезно вести telegram-канал или паблик в соцсетях с нарезками лучших фрагментов, цитатами и тизерами. Подспорьем также станут коллаборации с дружественными подкастами, совместные эфиры, обмен аудиториями.

Всегда можно обратиться за помощью к стримингам, на которых вы размещаете подкаст. У сервисов есть редакционные промо: пользователи присылают заявки с просьбой поддержать проект, редакторы их рассматривают и могут включить в плейлисты и подборки. Для этого необязательно быть большим подкастом с внушительной фан-базой. Стриминг Звук часто поддерживает новичков, если редакция видит, что контент достойный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правило, если выпуск «зашел», то он набирает 30–50 тысяч прослушиваний в течение первых месяцев. К четвертому-пятому выпуску аудитория становится пиковой. И дальше идут 8–10 выпусков примерно с теми же показателями.

Freepik

Как монетизировать подкаст

Самый распространенный инструмент заработка на подкастах –– рекламные и нативные интеграции брендов. Еще можно собирать донаты от слушателей, финансироваться через краудфандинг и платные подписки. Некоторые подкастеры продают билеты на записи выпусков. Кстати, такие форматы –– хороший способ развить и укрепить сообщество слушателей.

Есть и косвенные способы заработать на подкасте: автор развивает личный бренд, получает статус эксперта и монетизирует любую свою активность.

Можно договориться со стримингами инвестировать в продакшн, сервисы такое практикуют, если видят, что проект перспективный. Потом стриминг может помочь найти и рекламодателей.

Секрет в том, что нужно думать не о том, как заработать, а о том, как сделать увлекательный контент. Креатива в подкастах очень мало, это нишевые вещи. Ровно таким путем шел YouTube: сначала не было длинных форматов, блогеров, а только ролики с приколами и котятами. Никто не понимал, что там вообще смотреть. Но все изменилось, когда появились качественные проекты.

Когда человеку нравятся подкасты, и он их слушает постоянно, но выпуски быстро заканчиваются, ему некуда переключиться дальше. Поэтому если будет много крутых подкастов, на них придет аудитория, и тогда в этот сегмент польются деньги.