По данным отчета Национальной оценки образовательного прогресса (NAEP), опубликованного в январе 2025 года, результаты по чтению и математике у американских школьников 4-х и 8-х классов ухудшились и оказались ниже среднего по стране. «Результаты 2024 года ясно показывают, что учащиеся не находятся там, где они должны быть», — заявила Пегги Карр, комиссар Национального центра образовательной статистики.
«Они не видят смысла учиться»: как поколение альфа сводит учителей с ума

Поколение альфа — дети, родившиеся с начала 2010-х годов по середину 2020-х, — только начинает школьный путь, но уже вызывает тревогу у педагогов. Учителя в США жалуются на резкое снижение вовлеченности, проблемы с концентрацией и зависимость от технологий. Об этом пишет издание Newsweek, опросившее педагогов, работающих с новым поколением.
Плохие оценки, прогулы и апатия
Элизабет Макферсон, учитель и блогер под ником Ms Mac, говорит, что все дело не только в мотивации: «Сегодняшние школьники выглядят апатичными и отстраненными. И это не просто лень — это системная проблема».
По ее словам, дети понимают, что можно перейти в следующий класс, прикладывая минимум усилий и систематически прогуливая школу, и теряют интерес к учебе: «Они не видят смысла в том, чтобы вообще присутствовать — физически или ментально».
Телефоны, тревожность и потеря фокуса
Мэтт Айхельдингер, писатель и бывший учитель, отмечает три момента, которые особенно сильно повлияли на поколение альфа: широкое распространение смартфонов, появление персональных гаджетов в школах и возвращение в офлайн-формат после пандемии. Когда смартфоны стали обыденностью, это вызвало настоящие срывы на занятиях, особенно в средней школе, отметил он.

Гейб Даннебринг, учитель с аудиторией более миллиона подписчиков в TikTok, подтверждает: дети поколения альфа с трудом концентрируются. «Они постоянно подвергаются цифровой стимуляции в свободное время, поэтому в классе им сложно удерживать внимание». Он также замечает рост тревожности: «Сейчас учащиеся чаще переживают панические атаки, когда им нужно выступать перед классом».
Что делает технологии такими проблемными?
Учителя признают: технологии дали доступ к знаниям, но вместе с этим привели к культуре мгновенного удовольствия. «Ученики привыкли к немедленной награде — и теперь с трудом воспринимают сложные, медленные или требующие усилий учебные процессы», — говорит Макферсон.

Даннебринг добавляет: «Контент в TikTok и других платформах быстрый, яркий, персонализированный. На его фоне школьное задание по чтению или сочинению проигрывает сразу».
Нужно менять подход, а не обвинять детей
Педагоги сходятся во мнении: необходима переоценка подходов. Учебный процесс должен быть более практико-ориентированным, интерактивным и приближенным к реальности. Айхельдингер также подчеркивает важность медиа-грамотности: «Дети часто верят первому видео, которое видят, даже если это просто чье-то мнение. Надо учить их распознавать достоверные источники».
А Даннебринг говорит о вызове, который бросают школам новые технологии: «Некоторые ученики настолько хорошо используют ИИ, что учителя даже не догадываются, что все задание сгенерировано. Это меняет саму суть образования».