С 1 июля 2025 года российский рынок автокредитования начнет работать по новым правилам. Как сообщает ТАСС, Банк России вводит количественные ограничения (макропруденциальные лимиты) на выдачу автокредитов и потребительских займов под залог автомобиля.
Купить машину станет еще сложнее: с 1 июля вводятся лимиты на выдачу автокредитов

Эти изменения коснутся банков с универсальной лицензией, чей капитал превышает один миллиард рублей, а также всех микрофинансовых организаций (МФО).

Это решение, принятое советом директоров регулятора еще в апреле, стало реакцией на тревожную тенденцию, зафиксированную на рынке. Анализ показал, что и банки, и МФО активно наращивали выдачу займов под залог автомобилей, что в том числе позволяло им снижать собственную регуляторную нагрузку.
При этом значительная часть таких кредитов — 58% — предоставлялась гражданам с уже высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). Это означает, что больше половины всех заемщиков в этом сегменте тратят свыше 50% своих ежемесячных доходов на погашение имеющихся долгов.
Цель введения новых правил — ограничить дальнейший рост закредитованности населения и повысить общую устойчивость финансовой системы. Механизм ограничений заключается в том, что при выдаче кредита уже закредитованному человеку банку или МФО потребуется создавать дополнительный запас капитала, что делает такую операцию для них менее выгодной.
Теперь для кредитных организаций установлена предельная доля «рискованных» кредитов, которую они могут выдать в течение квартала. Для заемщиков, чей показатель долговой нагрузки находится в диапазоне от 50% до 80%, доля таких кредитов в портфеле банка или МФО не должна превышать 20%.
Для самой закредитованной группы граждан, у которых на обслуживание долгов уходит свыше 80% доходов, лимит будет еще жестче — всего 5% от общего объема выданных автокредитов или кредитов под залог авто.
Эти значения являются едиными как для целевых автокредитов, направленных непосредственно на покупку машины, так и для нецелевых потребительских займов под залог транспортного средства.

В самом Центробанке подчеркнули, что принятые меры не должны создать серьезных препятствий для россиян, желающих приобрести автомобиль в кредит. Лимиты установлены с определенным запасом и в первую очередь направлены на охлаждение рынка необеспеченного кредитования. Тем не менее, для граждан с высокой долговой нагрузкой получение нового займа действительно может стать сложнее.
Как пояснила руководитель Центра финансовой экспертизы Роскачества Ольга Вяльшина, чтобы повысить шансы на одобрение автокредита в новых условиях, заемщику имеет смысл сначала снизить свою долговую нагрузку.
По ее словам, погашение других имеющихся задолженностей, особенно по кредитным картам, делает клиента менее рисковым в глазах кредитной организации и повышает вероятность положительного решения.