Купить машину станет еще сложнее: с 1 июля вводятся лимиты на выдачу автокредитов

Уже с 1 июля для многих россиян получение кредита на автомобиль может стать проблемой. Центральный банк вводит лимиты, которые напрямую затронут заемщиков с уже имеющимися долгами.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Купить машину станет еще сложнее: с 1 июля вводятся лимиты на выдачу автокредитов
Freepik

С 1 июля 2025 года российский рынок автокредитования начнет работать по новым правилам. Как сообщает ТАСС, Банк России вводит количественные ограничения (макропруденциальные лимиты) на выдачу автокредитов и потребительских займов под залог автомобиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти изменения коснутся банков с универсальной лицензией, чей капитал превышает один миллиард рублей, а также всех микрофинансовых организаций (МФО).

Одна машина по цене двух: почему не стоит брать автокредит в 2025 году

Период охлаждения: в России вступили в силу новые правила оформления кредитов, что изменится

Эксперт назвал худший способ гасить автокредит: это очень невыгодно​​​​​​​
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это решение, принятое советом директоров регулятора еще в апреле, стало реакцией на тревожную тенденцию, зафиксированную на рынке. Анализ показал, что и банки, и МФО активно наращивали выдачу займов под залог автомобилей, что в том числе позволяло им снижать собственную регуляторную нагрузку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом значительная часть таких кредитов — 58% — предоставлялась гражданам с уже высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). Это означает, что больше половины всех заемщиков в этом сегменте тратят свыше 50% своих ежемесячных доходов на погашение имеющихся долгов.

Цель введения новых правил — ограничить дальнейший рост закредитованности населения и повысить общую устойчивость финансовой системы. Механизм ограничений заключается в том, что при выдаче кредита уже закредитованному человеку банку или МФО потребуется создавать дополнительный запас капитала, что делает такую операцию для них менее выгодной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь для кредитных организаций установлена предельная доля «рискованных» кредитов, которую они могут выдать в течение квартала. Для заемщиков, чей показатель долговой нагрузки находится в диапазоне от 50% до 80%, доля таких кредитов в портфеле банка или МФО не должна превышать 20%.

Для самой закредитованной группы граждан, у которых на обслуживание долгов уходит свыше 80% доходов, лимит будет еще жестче — всего 5% от общего объема выданных автокредитов или кредитов под залог авто.

Эти значения являются едиными как для целевых автокредитов, направленных непосредственно на покупку машины, так и для нецелевых потребительских займов под залог транспортного средства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

В самом Центробанке подчеркнули, что принятые меры не должны создать серьезных препятствий для россиян, желающих приобрести автомобиль в кредит. Лимиты установлены с определенным запасом и в первую очередь направлены на охлаждение рынка необеспеченного кредитования. Тем не менее, для граждан с высокой долговой нагрузкой получение нового займа действительно может стать сложнее.

Как пояснила руководитель Центра финансовой экспертизы Роскачества Ольга Вяльшина, чтобы повысить шансы на одобрение автокредита в новых условиях, заемщику имеет смысл сначала снизить свою долговую нагрузку.

По ее словам, погашение других имеющихся задолженностей, особенно по кредитным картам, делает клиента менее рисковым в глазах кредитной организации и повышает вероятность положительного решения.