Богатые тоже не платят: в России рухнули продажи не только бюджетных автомобилей

Не спасает даже китайский премиум: продажи дорогих авто в России упали на треть.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Богатые тоже не платят: в России рухнули продажи не только бюджетных автомобилей
Unsplash

Российский рынок премиальных автомобилей переживает не лучшие времена. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в апреле 2025 года продажи новых автомобилей премиум-класса рухнули на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, достигнув отметки в 10,2 тысячи единиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Падение продаж премиальных автомобилей оказалось значительно сильнее общего спада на российском авторынке, который составил 26% в апреле. В результате доля премиум-сегмента сократилась с 11,4% в апреле 2024 года до 10% в апреле 2025 года.

В России падает спрос на премиум-автомобили

В России снизилась средняя цена подержанных машин: за сколько можно купить авто с пробегом

Большие скидки и распродажи запасов: что будет с ценами на авто в России к концу года​​​​​​​
Unsplash

Интересно, что даже китайские бренды, активно завоевывающие российский рынок, не смогли удержать позиции в премиум-сегменте. Лидером продаж в апреле, как и раньше, остался китайский Exeed, но его результат – 2,8 тысячи проданных автомобилей – на 35% меньше, чем годом ранее. На втором месте закрепился еще один представитель Поднебесной – Tank, с показателем 1,5 тысячи автомобилей (-38% к апрелю 2024).

Поэтому даже более доступные цены на китайские премиальные автомобили не могут полностью компенсировать общее снижение покупательской активности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немецкие гранды премиального сегмента также показывают отрицательную динамику. BMW занял третье место с результатом 1,1 тысячи проданных автомобилей (-19% к апрелю 2024). В топ-5 также вошли китайский Lixiang, продажи которого упали на целых 56% (990 автомобилей), и Mercedes-Benz, показавший относительно небольшое снижение на 16% (712 автомобилей). Похоже, что лояльность к традиционным премиальным брендам постепенно ослабевает на фоне экономической неопределенности.

В целом, ситуация на российском авторынке по-прежнему остается довольно сложной. Ранее председатель совета директоров Great Wall Motors (GWM) Вэй Цзяньцзюнь заявлял, что в Россию поставляются автомобили, которые не пользуются спросом на внутреннем рынке Китая. Он заявил, что на китайских онлайн-платформах можно найти тысячи практически новых автомобилей с минимальным пробегом, которые формально считаются подержанными. Это, по его мнению, создает искаженное представление об объемах продаж.

В этом контексте интересно выглядит статистика импорта подержанных автомобилей из Китая: за первые четыре месяца 2025 года в Россию было ввезено 10,4 тыс. таких машин, что в 6,5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Если говорить о причинах столь заметного спада продаж премиальных автомобилей в России, то это следствие ряда факторов, влияющих на весь авторынок. Среди них – сложная экономическая ситуация, рост цен на автомобили, удорожание кредитов и повышение утилизационного сбора.

Все это негативно сказывается на покупательском спросе, особенно в премиальном сегменте, где потребители более чувствительны к изменениям цен и экономическим рискам.