Как подсчитали аналитики Объединенного кредитного бюро, в I квартале 2025 года объем просроченной задолженности по кредитным картам в России достиг 3% от всех долгов по этому продукту. По словам специалистов, это почти на 70% больше, чем еще полгода назад. В настоящий момент общая сумма просрочки достигает 110 миллиардов рублей. Гендиректор ОКБ Михаил Алексин подчеркивает, что риски накапливались в течение всего прошлого года и в начале текущего ситуация лишь обострилась.
Кредитки уходят в прошлое? Почему они становятся все менее выгодными для россиян

В России рекордно выросли показатели просрочки по кредиткам. По словам экспертов, такие карты становятся все менее выгодными – причем как для самих клиентов, так и для банков. Последние, чтобы по максимуму заработать на подобных займах, ухудшают условия по ним, уменьшают грейс-периоды и урезают лимиты.

Причина кроется в падении платежеспособности россиян – оно связано с высокой инфляцией и снижением реальных доходов населения. При этом люди не отказываются от кредитования даже в период высоких ставок. В итоге люди, у которых и так не хватает денег, вынуждены еще и обслуживать займы с повышенными процентами: в среднем ставка по кредитной карте сегодня составляет 27%. Впрочем, сюда не входят дополнительные платежи, которые требуется сделать заемщикам – например, за открытие и использование «пластика». С их учетом полная стоимость займа может достигать 50%.
В беседе с газетой «Известия» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов назвал сложившуюся ситуацию тревожной. По его словам, из-за растущих рисков просрочки банки вынуждены ужесточать условия выдачи кредитных карт, делая такие продукты еще менее доступны для населения.

Аналогичного мнения придерживается и экономист Андрей Бархота. По его словам, из-за высокой ключевой ставки ЦБ кредитные карты утрачивают свою выгодность для банков. Так, если владелец пластика укладывается в грейс-период – то есть в срок, в течение которого необходимо погасить задолженность по кредитке без уплаты процентов, – он не платит организации за использование заемных средств. В итоге банки прибегают к разнообразным уловкам: снижают лимиты, сокращают беспроцентный период, повышают комиссии за снятие денег.
Пресс-служба ЦБ подтверждает, что россияне стали чаще жаловаться на резкое начисление процентов по кредиткам. При этом в большинстве случаев выясняется, что информация об условиях продукта предоставлялась клиенту во внутренних банковских документах – с ними знакомят перед подписанием договора. Так что формально никакие права заемщика не нарушаются. Пока в ЦБ не видят системной проблемы в части формирования графика выплат долга и отмечают, что в основном банки все же напоминают клиентам о приближающихся платежах в рамках грейс-периода.